ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Философско-религиозный диалог «Вопросы дискуссии» («Катха-ваттху») во многом является необычным текстом как для «Абхидхамма-питаки», так и для палийского канона в целом. Необычен данный текст способом построения и кругом тем, в нем обсуждаемых. «Катхаваттху» можно назвать доктринальным текстом в силу того, что он напрямую отражает неоднозначность ответов на важнейшие вопросы Учения. Варианты ответов представлены в обсуждениях позиций раннебуддийских школ, собранных вместе с точки зрения «ортодоксальной» школы тхеравада. Способ построения первой и самой обширной главы «Катхаваттху» можно назвать утонченно-логическим, поскольку этот метод является усложненным и предельно детализированным. В тексте используется, к примеру, такой логический метод, как «Восемь опровержений». Значительное место в ведении дискуссии занимает обращение к прочим текстам канона, используемое и пропонентом (пудгалвадин), и оппонентом (тхеравадин). Цитаты могут вводится как слова Благословенного (наиболее частый случай) или как слова бхикшу и бхикшуни, а также прямых учеников Будды. Вторичный текст может включаться в логический метод полемики (фрагменты «Катхаваттху 1.1.74», 1.1.136, 1.1.147, 1.1.159, 1.1.170, 1.1.198). Последний (восьмой) раздел «Вопроса о пудгале» («Пуггала-катха») озаглавлен «Обращение к суттам» и целиком посвящен исследованию вопроса о существовании пудгалы применительно к текстам из «Сутта-питаки». Этот раздел занимает значительное место в тексте главы (фрагмент «Каттхаваттху 1.1.219-1.1.243», около 10 страниц). Начинается данный раздел не с введения цитат, а с обсуждения некоторых аспектов понимания субъекта и проблем с этим связанных, в Сутте. Далее обсуждаются прямые цитаты из «Дигха-никаи», «Маджджхима-никаи», «Ангуттара-никаи», «Самьютта-никаи», «Сутта-нипаты» и «Дхаммапады». Все цитаты идентифицированы как принадлежащие определенному фрагменту соответствующего текста переводчиками «Катхаваттху» С.З. Аунгом и Т.В. Рис-Дэвидсом. По замечанию Кеннета Рой Нормана, «Катхаваттху» включает в себя больше цитат из канона, чем какой бы то ни было другой канонический текст. Обращение к авторитетному тексту, наряду с силлогизмом и др. — это один из способов достоверного познания в классической индийской логике. Целью нашего доклада будет показать место и роль, которое занимают цитаты в «Вопросу о пудгале», а также обсудить цель их использования и соотношение с другими частями полемики.