ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В сообщении рассматривается вопрос о взаимоотношениях К.П. Победоносцева с Л.Н. Толстым и В.С. Соловьевым, борьбе обер-прокурора о Синода против «новых христиан», ставшая заметным явлением идейной, духовной и культурной жизни России конца XIX – начала XX в. Непримиримая вражда Победоносцева к «новым христианам» далеко выходила за рамки обеспечения рутинного надзора за печатью и отслеживания политической лояльности, касалась тех идей и концепций двух мыслителей, которые не несли прямой угрозы существующему порядку. По настоянию обер-прокурора был наложен запрет на сочинения Толстого «В чем моя вера», «Народные разговоры», «О жизни». Победоносцев добился запрещения постановки «Власти тьмы» и распространения пьесы в дешевом массовом издании, пытался предотвратить издание «Крейцеровой сонаты». Что касается Соловьева, то обер-прокурор пытался предотвратить произнесение философом «третьей речи в память Достоевского», выступал против его статей «Немецкий подлинник и русский список», «О подделках», резко отрицательно отнесся к выступлению Соловьева с рефератом «О причинах упадка средневекового миросозерцания» в Московском психологическом обществе. В сообщении подчеркивается, что деятельность Толстого и Соловьева, окрашенная в ярко выраженные пророчески-мессианские тона, вызывала столь острый протест у Победоносцева, поскольку и себя он видел в роли своего рода пророка, призванного спасти Россию от угрожавших ей в пореформенную эпоху потрясений. Содержание же миссии, которую возлагал на себя Победоносцев, было прямо противоположно идеям Толстого и Соловьева – обер-прокурор стремился оградить «малых сих» (простой народ) от соблазнов современности, сохранить традиционное благочестие простолюдинов, которое одно, с его точки зрения, являлось залогом стабильности в стремительно менявшейся России. Сообщение основано как на известных источниках, так и на не введенных в научный оборот материалах, в частности, на неопубликованной корреспонденции Победоносцева.