ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Широкое празднование 10-й годовщины Октября осенью 1927 г. должно было иметь не только внутри-, но и внешнеполитический смысл: расширение международных контактов, демонстрация силы враждебному буржуазному окружению, пропаганда достижений социализма за рубежом, создание положительного образа страны Советов. Зарубежные гости Октябрьских торжеств приглашались советскими правительственно-партийными органами и целым рядом советских и международных организаций, участвовавших в подготовке празднования и его центрального мероприятия – Конгресса друзей СССР: Коминтерном (ИККИ), ВЦИК, ВЦСПС, ВОКС, Межрабпом, МОПР и нек. др. Приглашение на Октябрьские торжества внушительного «десанта» зарубежных интеллектуалов – ученых, писателей, деятелей культуры, журналистов позволяло завербовать в ряды друзей СССР представителей интеллигенции. Деятели культуры и ученые не составляли какой-то особой делегации, а были «рассредоточены» по разным национальным, партийным и профессиональным делегациям. Среди наиболее известных деятелей культуры, ставших гостями Октябрьских торжеств и Конгресса друзей, были писатели Анри Барбюс, Роже Вайян-Кутюрье, Панаит Истрати, Эрнст Толлер, Альфред Курелла, Теодор Драйзер, Синклер Льюис, Никос Казандзакис, художники Диего Ривера, Кете Кёльвиц, Луи Лозовик, Уильям Гроппер, журналисты и литераторы Дороти Томпсон, Леон Муссинак, Анна-Луиза Стронг. Тем не менее, документы и материалы по подготовке Конгресса, отложившиеся в фондах ГА РФ и РГАСПИ, свидетельствуют о том, что организаторы мероприятия, в том числе и такие ключевые фигуры, как Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, Г.Н. Мельничанский, А.В. Луначарский, выделяли представителей интеллигенции и, в частности, деятелей культуры в особую группу, с которой проводилась отдельная работа со своими «методами воздействия» для решения специально поставленных задач. Масштабное празднование десятилетнего юбилея Октябрьской революции стало одним из первых помпезно-показательных сталинских мероприятий в рамках культурной дипломатии СССР. Кроме заседаний Конгресса проходили встречи и беседы с советскими руководителями партии и государства (Рыковым, Бухариным, Сталиным, Луначарским, Мельничанским, Петровским, Томским, Крупской и др.), «культпоказы» (экскурсии на фабрики и заводы, в медицинские, пенитенциарные, образовательные и проч. учреждения), «культпоходы» (театры, концерты, выставки, музеи, клубы, объединения писателей, художников и т.п.), поездки по стране. Главная цель доклада, в этой связи, – опираясь на как на неизданные источники (фонды РГАСПИ и ГА РФ - отчетная документация по итогам Конгресса друзей СССР, ВОКСовские характеристики зарубежных гостей, отчеты и дневники гидов ВОКСа), так и на опубликованные материалы (статьи, интервью и травелоги зарубежных деятелей культуры-гостей Октябрьских торжеств, советская пресса, освещавшая празднование 10-летия Октября), рассмотреть и проанализировать впечатления зарубежных деятелей культуры от пребывания в Москве, сложившихся как в ходе «культпоказов», так и в результате наблюдений за советской повседневной жизнью и бытом советских людей, выделить топику (набор общих мест) в описаниях советской действительности и индивидуальную специфику восприятия, а также сопоставить советские отчеты о пребывании иностранных делегатов и их впечатлениях, с текстами самих гостей об СССР. В центре внимания в докладе будут, прежде всего, Т Драйзер и А. Барбюс, пробывшие в СССР длительное время, совершавшие поездки по стране, имевшие возможность наблюдать не только «витрины великого эксперимента», но до некоторой степени и «закулисную» действительность, оставившие травелоги, статьи, интервью и письма, посвященные поездке в Советский Союз; 2. Д.Томпсон (автор травелога «Новая Россия», 1928) и С. Льюис, чье пребывание было кратким и ограничивалось Москвой и ее окрестностями, однако оставило значительный «след» в виде травелога, эпистолярия и небезынтересных неизданных материалов, фиксирующих впечатления писателя и журналистки от страны Советов; 3. Д. Ривера, У. Гроппер – художники, создавшие как тексты, так и визуальные образы, передающие впечатления от советского путешествия.