ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
I. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КАК ТЕОРИЯ ВОСПРИЯТИЯ. 1. Стакан - интенциональный объект. Мое внимание направлено на него как нечто внешнее. Стакан не является компонентном потока переживаний, он трансцендентен сознанию - иначе стакан наличествовал бы "внутри" сознания. 2. Восприятие стакана перспективно. Я могу посмотреть на стакан сбоку или сверху, с той или другой стороны. Другой субъект восприятия всегда воспринимает стакан в перспективе, отличной от моей. Быть объектом для стакана значит иметь возможность быть воспринятым в перспективе, отличной от моей - это то же самое, что "не быть компонентом моего сознания", т.к. если бы стакан был компонентом моего потока переживаний, он не был бы доступен для восприятия другим сознанием. 3. Моя собственная перспектива восприятия стакана не является постоянной. Восприятие текуче, перспективы (оттенки, нюансы) восприятия сменяют друг друга (например, при повороте головы). Прошлые акты восприятия, прекращая быть актуальными, удерживаются в качестве временного фона ("хвоста" кометы), в то же время в актуальном восприятии содержатся предвосхищения относительно возможных будущих восприятий (в случае с прозрачным стаканом эти предвосхищения ограничиваются тем, что будущее восприятие при его естественном ходе не должно принести ничего нового и неожиданного, поскольку объект зретельного восприятия прозрачен. Можно, конечно, предполагать, что стакан растает, если его взять в руки, но это предположение не согласуется с естественным ходом опыта. 4. Т.о., имеет место континуальный синтез восприятий. Его средоточие - это актуальный момент восприятия, "живое настоящее". Оно окружено горизонтом прошлых, только что бывших восприятий и горизонтом будущих потенциальных восприятий. Оба горизонта открыты. Восприятие по своей сущности может продолжаться до бесконечности, in indefinitum. Оно принципиально незавершимо, даже если не дает ничего нового, как восприятие стакана. Это значит, что "объект в себе", объект как таковой принципиально не может быть воспринят. Такое восприятие было бы вневременным, атемпоральным и означало бы всеведение относительно данного объекта. Но так не бывает. 5. Объект восприятия представляет собой идеальное единство ("идею", "полюс"). Это подразумеваемое идеальное единство ("ядро ноэмы", Х) обеспечивает единство синтеза восприятий и, следовательно, единство вещи. "Х" лишено качественных характерстик, это логическое ядро. 6. Качественные характеристики вещи определяются ее ноэматическими предикатами (в случае стакана - прозрачный, полый, твердый, гладкий, стеклянный и пр.). Ноэматические (т.е. смысловые предикаты) - это постоянные, также идеальные характеристики вещи, образующие ее смысловую структуру. Они постоянны, тогда как само восприятие изменчиво. Хотя нужно учитывать, что живое восприятие может вносить изменения в смысловую структуру вещи или вообще ее разрушать (например, намереваясь взять стакан, я предполагал, что он целый, но на обратной стороне обнаружилась трещина; при первом взгляде на фасад дома мне казалось, что он настоящий, но со стороны переулка выяснилось, что фасад бутафорский, и дом разрушен - мои подразумевания совершенно не оправадались). 7. Живое восприятие данного объекта всегда сочетается с восприятием фона, образующим внешний горизонт восприятия объекта. Стакан стоит на столе, стол находится в комнате, комната - в здании, здание среди зданий, и т.д. Когда наше восприятие сфокусировано на стакане, комната присутствует в восприятии в качестве перцептивного фона, тогда как то, что находится за пределами комнаты, соприсутствует в качестве "пустых подразумеваний", т.е. подразумеваний, не сопровождающихся "живым восприятием". Но эти фоновые подразумевания имеют важное значение для опыта восприятия. Без них поле восприятия имело бы резкие границы, что не давало бы возможности продолжения опыта экстенсивно in indefinitum. Но поле восприятия имеет "рваные", расплывчатые границы, а подразумевания имеют особенность постоянно наполняться живыми восприятиями и уточняться. Этот внешний горизонт восприятия любого объекта имеет тенденцию к расширению до мирогоризонта - "горизонта горизонтов", универсального горизонта опыта. Не только человеческое бытие - это "бытие-в-мире", но и быть объектом восприятия - это тоже значит "быть-объектом-в-мире". Внемирных объектов перцептивного опыта не существует. 8. Мир - универсальный горизонт раскрытия и продолжения поля опыта, указывающий на его гипотетическую завершимость и полноту, де факто не достижимую. В качестве такового мир также может трактоваться как идеальное единство - "идея идей", "полюс полюсов", регулятивная идея.