ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Патриотизм предстает как жизненно необходимый атрибут социального организма на том этапе бытия человечества, когда исторический процесс реализуется через индивидуальные судьбы относительно обособленных общностей. При первом приближении социальная функция патриотизма может быть определена как интегративная, т. е. обеспечивающая сплоченность, составленная из противоречивых элементов политической, социальной, этнической группы, целостность либо веками, либо десятилетиями существующих обособленных Отечеств (как интегрирующая функция диалектически сочетается с дифференцирующей), их устойчивость в социальных процессах, происходящих как внутри данного общества, так и внутри человечества. Две взаимосвязанных тенденций, одна из которых носит интегрирующий, другая - дифференцирующий характер, прослеживаются на всем протяжении всемирной истории. В первобытнообщинной формации они наглядно проступают, с одной стороны, в отпочковании от племени отдельных частей и перемещении их на новые территории - процесса, в ходе которого была заселена основная часть ойкумены, с другой - в появлении различных межэтнических образований. Сравнение патриотизма с другими субъективными интегрирующими факторами позволяет выделить и его особенные черты. Первая особенность патриотизма состоит в том, что он имеет очень четкий социальный адрес - это Отечество, тогда как коллективизм (подобно аналогичным социальным чувствам) обращен к большому числу социальных общностей - семья, трудовая или учебная группа, территориальная общность и т.п. Для различения адекватных и ложных форм отражения необходимо ввести понятия «уровень обособления» и «характер обособления». Уровень обособления - это та социальная общность, которая является адресом центростремительных психологических образований, за пределами которой начинают действовать более или менее развитые ограничительные тяготения по принципу «чужой». Характер обособления может быть либо проведен по линии противопоставления «мы» и «они», либо гибко соединять чувство преданности «своей» общности и чувства уважения к «чужим» общностям. Если сложившееся в сознании человека представление об Отечестве соответствует реальному, отвечающему объективным социальным закономерностям, уровню обособления, если характер обособления к другим народам, то мы имеем дело с адекватным отражением. Вторая способность патриотизма среди субъективных интегрирующих факторов - это тип социальной сплоченности, которую он обеспечивает. Рассмотрим групповую сплоченность. Она представляет собой упорядоченность, согласованность и устойчивость внутригрупповых межличностных взаимосвязей, обеспечивающих стабильность и преемственность жизнедеятельности группы. Групповая сплоченность проявляется в относительно непрерывном и автономном существовании группы как социально-психологической общности, что предполагает возникновение системы интегративных свойств и процессов, препятствующих нарушению психологической целостности группы, особенно в условиях социальной динамики. Сплоченность общности, которая является Отечеством для субъекта, является сложным явлением. Для того чтобы обеспечить динамику его развития, требуется психологические образования, которые внешне кажутся противоположными интегративной направленности. Что это за проявления? Это критичность по отношению к отдельным сферам социальной жизни, это - диалектика реализма, непримиримость к отжившему, активная позиция в социальной борьбе против механизма торможения. Подобная ориентация социальных чувств (в сочетании со взвешенным характером обособления) являются противоядием против превращения патриотизма в разновидность группового эгоизма. Как известно, групповой эгоизм возникает там, где содержание и направленность интересов, целей и норм поведения группы и ее членов противостоят другим группам и общностям, достигаются за счет интересов других групп и в противовес им. Второй аспект рассмотрения патриотизма можно назвать «онтогенетическим». Точно так, же как Отечество - не единственная социальная общность, в такой же мере патриотизм - один из ряда субъективных интегрирующих факторов, не первый по времени возникновения. В этом смысле можно говорить о естественных корнях патриотизма. Если бы ему не предшествовали в истории человечества социальные чувства, ориентированные поддержанием общностей, то у него не был бы таким прочным социально - психологический фундамент. Эти же чувства соседствует с патриотизмом, помогают ему развиться, предшествует ему в становлении индивидуального сознания. Назовем некоторые из них - потребность в общении, родовое сознание, идентификация, более сложные социальные чувства, как например, коллективизм. Филогенез этих социальных чувств коренится в исходных пунктах социального бытия. Возникнув на основе родового сознания и потребности в общении, дальнейший психологический механизм центростремительных образований духовной сферы складывается из идентификации с той или иной социальной общностью (либо по этническим, либо по политическим признакам, либо тем и другим вместе); формирования психологических настроений по принципу «мы и они»; выработки символов, условных обозначений, образных систем, определяющих принадлежность к «мы», т. е. к идентифицируемой общности, и отличения от символов, обозначающих «они», которые могут при определенных условиях трансформироваться до образа врага.