ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
После Октябрьской революции в течение последующих 15 лет Советское государство делало неоднократные попытки привлечения иностранного капитала и зарубежных технологий в свою экономику. Отношение к иностранным капиталовложениям оказалось составной частью общей борьбы в большевистском руководстве, с одной стороны, за продолжение и углубление новой экономической политики и, с другой стороны, за ее свертывание. Советское государство при привлечении зарубежных инвестиций в период НЭПа рассчитывало, прежде всего, на увеличение количества продукции и совершенствование технического уровня производства в той или иной отрасли народного хозяйства, на уменьшение безработицы, пополнение кадров промышленного пролетариата, создание пролетарских центров в непромышленных районах страны и повышение квалификации рабочих. При рассмотрении общих условий концессионных договоров особое внимание обращалось на вопросы труда. При найме рабочих и служащих концессионер должен был руководствоваться законодательством о труде, принятым в СССР. Концессионный договор вменял в обязанность предпринимателю улучшать материальное положение рабочих по сравнению с занятыми на аналогичных предприятиях в той же местности до среднего заграничного уровня. Концессионер обязывался привозить из-за границы необходимые предметы потребления и в случае требования правительства их определенную часть продавать государственным организациям. Трудовые отношения регулировались не только индивидуальными трудовыми договорами, заключаемыми с теми или иными рабочими, но и коллективными договорами, заключаемыми нанимателем с соответствующими профессиональными союзами, которые устанавливали условия труда на данном предприятии и предопределяли в значительной мере условия индивидуальных договоров. Кроме условий труда, в коллективных договорах также фиксировалась обязанность предпринимателя отчислять определенные суммы на культурное обслуживание рабочих и служащих, на содержание местного комитета профессионального союза. Коллективный договор распространялся на всех работающих по найму, но он не касался лиц административного персонала, пользующихся правом приема и увольнения рабочих и служащих. В коллективных договорах профсоюзов с концессионерами основное внимание уделялось условиям труда, т.е. определялись продолжительность рабочего дня, обеспеченность рабочих жилищами и все остальные гарантии охраны труда исходя из общих условий, установленных в этом отношении коллективным договором между профсоюзом и аналогичными предприятиями государственной промышленности. Исключение составляли предельная высота заработной платы, отчисления на профсоюзную работу и некоторые вопросы найма и увольнения рабочих. За соблюдением условий, записанных в договоре, представители профсоюзов следили в течение всего срока его действия, что вызывало недовольство концессионеров. Предприниматели, подписывая договор, часто искали предлоги для его невыполнения, возникали конфликты и споры с профсоюзами. Трудовые условия концессионных договоров, с одной стороны, предусматривали подчинение концессионера нормам действующего советского законодательства, обязательного не только для частного сектора, но и для кооперативного и государственного. С другой стороны, они предоставляли концессионеру возможность использовать права, полученные им в силу того же концессионного договора. Условия концессионных договоров в равной мере относились и к иностранному персоналу, т. е. ему гарантировались те права, которые имели трудящиеся СССР. Сбыт продукции концессионного предприятия являлся одним из основных условий его деятельности. Концессионные договоры не ограничивали прав предпринимателя, предоставляя ему свободно по своему усмотрению сбывать продукцию. Но в некоторых случаях концессионер обязывался продавать продукцию преимущественно государственным и кооперативным организациям. Эти ограничения ставились только в том случае, если изделия предприятия были дефицитными и представляли особый интерес для Советского правительства. Таким образом, в области внутреннего торгового оборота деятельность концессионного предприятия регулировалась договорными отношениями. Относительно внешнеторговых операций в концессионных договорах имелись лишь указания о том, что экспорт продукции осуществляется на общем основании действующих законов, или указание, что концессионеру предоставляется право свободной реализации своей продукции на внешнем рынке. Первое условие имело место для производственных концессий, работающих только на внутренний рынок, второе - для концессий, имеющих право экспорта своей продукции. Право свободной реализации на внешнем рынке давало ряд привилегий. Монополия внешней торговли, даже при наличии в договоре указания на право экспорта, ограничивала возможности экспортера из СССР в его выступлениях на внешнем рынке, например, обязанность реализации продукции через Советское торгпредство. Таким образом, государственные организации осуществляли контроль за соблюдением условий концессионного договора, профсоюзы - за выполнением коллективного договора, а, следовательно, за соблюдением советского трудового законодательства. Конфликты, возникающие между различными государственными, профсоюзными организациями и концессионерами, между рабочими и предпринимателями разрешались в примирительных камерах или третейских судах при участии представителя Наркомата труда. Постановлением ВЦИК и СНК СССР от 29 августа 1928 года были утверждены специальные Правила о примирительно-третейском и судебном рассмотрении трудовых конфликтов [1]. Литература и источники: 1.Сборник законов СССР. 1928. № 56. С.495.