ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Современные условия развития системы образования города Севастополя обозначили ряд вопросов, связанных с планированием и финансированием деятельности образовательных организаций, массовым внедрением инновационных технологий организации учебного процесса, широким взаимодействием с государственными структурами и общественными объединениями, с социальными партнерами. Нетрадиционные формы взаимодействия представителей сферы образования с внешними структурами требуют получения новых знаний об экономических аспектах функционирования образовательной системы, основ экономики и управления в целом, основ рекламного дела, знаний в области гражданского и трудового права. К принципиальным установкам, которыми целесообразно руководствоваться в управлении образованием, относятся: приоритет личности обучающихся, в соответствии с которым управление образованием ориентируется на оказание помощи в достижении образованности обучающимися на основе учёта их склонностей, личных данных и тенденций личностного развития; паритет между социальными, групповыми и индивидуальными потребностями участников образования, в соответствии с которыми каждый из них может находить компромиссы в реализации мотивированных образовательных потребностей среди многообразия предложений, имеющих место в сфере образования; демократизация взаимодействий субъектов образования на основе партнерства, сотрудничества и направленности на возможность самообразования; гуманизация управления образованием на основе осуществления социальной защиты всех участников образования и создания им условий, благоприятствующих развитию их образованности и профессионально-педагогической квалификации без ущерба для здоровья; опора на реализацию управления образованием посредством применения современных достижений науки и техники, создание условий, в том числе информационных, для творческого подхода к управленческой деятельности каждого субъекта образования. Актуальность этих проблем становится особенно острой в силу адаптации региональной системы образования Крыма и Севастополя к общероссийской, значительного увеличения масштабов очно-заочной формы обучения, множественности основных и дополнительных образовательных программ, качественного изменения обеспечения учебного процесса на основе информационных образовательных технологий. В этих условиях возникает необходимость создания разнообразных образовательных программ организационно-управленческого профиля, реализуемых как в рамках основного, так и дополнительного образования. Освоение дополнительных образовательных программ предполагает подготовку к следующим видам деятельности: стратегическое планирование развития образования на всех уровнях; управление образовательной деятельностью школы и вуза; организация учебной, воспитательной и научно-исследовательской работы образовательной организации на основе современных информационных технологий; информационно-аналитическая работа образовательной организации; управление финансово-экономической деятельностью образовательной организации; управление инновационной деятельностью образовательной организации. Дополнительная образовательная программа «Управление в сфере образования» предназначается, прежде всего, для обучения руководящих работников и кадрового резерва системы образования города Севастополя, не имеющих профессиональной подготовки в области управления образованием. С этой целью научно-методический центр развития образования филиала МГУ имени М.В. Ломоносова планирует открыть набор на дополнительную образовательную программу профессиональной переподготовки «Управление в сфере образования». Содержание данной программы ориентировано на минимум содержания дополнительной образовательной программы «Менеджмент образования» для руководящего состава высшего образования для получения дополнительной квалификации «Менеджер образования высшей школы» по видам подготовки и дополнительной образовательной программы профессиональной подготовки руководителей органов управления образованием «Менеджмент образования», преемственно к основным образовательным программам высшего образования «Менеджмент», «Менеджмент в социальной сфере» и направлению подготовки бакалавров и магистров «Менеджмент». Модульное структурирование программы предполагает представление учебного материала в виде набора взаимосвязанных дидактических единиц, которые могут быть освоены в удобной для обучающихся последовательности. Нормативная трудоемкость модулей дополнительной образовательной программы составляет от 72 до 540 аудиторных часов. Формирование программы из предложенного набора модулей определяется потребностями заказчика. В результате изучения программы «Управление в сфере образования» обучающийся должен: а) знать: основные направления государственной политики в сфере образования; законодательные и нормативно-правовые акты в сфере образования; основы бюджетного и налогового законодательства; основные задачи и методы управленческой деятельности; технологию выработки и принятия управленческих решений; зарубежный опыт в области образовательного менеджмента; современные образовательные технологии и системы оценки качества образования; б) уметь: разрабатывать и формулировать миссию и стратегию развития, цели и задачи деятельности образовательной организации; организовывать реализацию основных и дополнительных образовательных программ, научно-исследовательских и проектных работ и инвестиционных проектов, текущее и оперативное планирование работы образовательной организации; анализировать состояние и динамику развития образовательной организации; разрабатывать программы и планы развития образовательной организации, оценивать ожидаемые результаты их реализации; организовывать инновационную деятельность образовательной организации, направленную на совершенствование учебной, воспитательной и научно-исследовательской работы и проектной деятельности образовательной организации; в) владеть: современными методами планирования развития образовательной организации; методами системного анализа показателей оценки качества деятельности образовательной организации; технологиями внешней и внутренней оценки качества деятельности образовательной организации; технологиями распределения бюджетных и внебюджетных средств образовательной организации; технологиями организации и методами управления деятельностью в сфере образования, в том числе с использованием современных информационных технологий; процедурами нахождения компромиссных решений; технологиями решения коммуникативных задач. Дополнительная образовательная программа профессиональной переподготовки «Управление в сфере образования» будет реализована в форме лекционных курсов, разнообразных коллективных и индивидуальных практических занятий с использованием инновационных образовательных технологий, практик и стажировок. При изложении дисциплин программы предусмотрено использование как аудиторных, так и внеаудиторных форм работы по освоению учебного материала. Научно-методический центр развития образования Филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в городе Севастополе располагает соответствующей учебно-методической базой, включая рабочие программы по каждой дисциплине, программы практикумов, набор заданий по каждому разделу, учебники и учебно-методические пособия. Он полностью обеспечен информационными ресурсами, включая доступ в международные компьютерные сети, располагает необходимой материально-технической базой, обеспечивающей возможность проведения всех видов занятий и соответствующей действующим санитарно-техническим нормам. Разработку структуры и содержания программы, а также ее научно-методическое и организационно-методическое сопровождение осуществляют высококвалифицированные сотрудники научно-методического Центра, который успешно сочетает в своей деятельности функции многопрофильной региональной научно-образовательной организации и научно-методического центра федерального уровня.