ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Одной из основных задач современного образовательного процесса является эффективно действующая система качества образования, всесторонняя и объективная система оценки качества образования, комплексная система его непрерывного повышения и улучшения. Поскольку корневое понятие «образование» распространяется и на «образование» как результат (образованность), и на «образование» как образовательный процесс, позволяющий получить необходимый результат, то и понятие «качество образования» относится и к результату, и к процессу. Качество – всеобъемлющая интегральная характеристика образовательной деятельности, ее результатов и основной показатель деятельности образовательной организации. В современном понимании качество образования – это не только соответствие знаний обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), но и успешное функционирование самой образовательной организации, деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательного процесса и предоставления образовательных услуг. Под системой управления качеством образования понимается совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководство качеством образовательного процесса. Оценка системы управления качеством – это оценка скоординированной деятельности по руководству и управлению образовательной организацией, которая ориентируется на выпуск качественной продукции с точки зрения потребителя. Оценка качества управления – это систематическая проверка способности субъекта (педагогического работника) выполнять установленные требования, и система контроля качества – проведение проверки выполнения обязательных требований (к продукции – обучающимся, выпускникам, работам, услугам), установленных федеральными законами или нормативными правовыми актами. Всесторонняя оценка управления качеством образования позволяет не только фиксировать данные и другие противоречия, но и указывать пути и возможности их снижения и нивелирования, повышая, тем самым, качество образования. Инструментом анализа и оценки эффективности системы управления качеством должен стать набор критериев и оценивающих материалов по каждому процессу/подпроцессу функционирования образовательной организации. Для всесторонней объективной оценки качества нужен не только механизм оценки, но и инструменты процесса. Таким инструментом и должен стать электронный конструктор оценки качества образования. Его задачей станет контроль и оценка: • организационной структуры образовательной организации – обязательства, полномочия и взаимоотношения всех субъектов образовательного процесса; • методик, отражающих цели и область деятельности образовательной организации в целом и каждого из подразделений, цели, задачи, временные периоды, средства, способы, инструментарий, технологии и оборудование деятельности; • процессов, осуществляемых в рамках деятельности образовательной организации; • ресурсов образовательной организации – материальных, информационных, организационных, человеческих (профессиональных и социальных), контролирующих, оценивающих, а также деятельности по обеспечению качества и функционированию системы качества; • процессы профессионального, в том числе сетевого, взаимодействия, деятельности по повышению уровня сложности реальной структуры школы; • результативности образовательной деятельности, в том числе текущей и итоговой аттестации обучающихся; • деятельности по улучшению качества – мероприятий внутри образовательной организации с целью повышения эффективности и результативности деятельности и процессов и др. Электронный конструктор оценки качества образования позволит: • быстро и объективно проводить мониторинг, контроль и оценку качества в каждой образовательной организации, передавая сводные данные по иерархическому принципу в органы надзора (муниципальные – региональные – федеральные); • передавать формализованные данные о системе качества образования из образовательной организации и предоставлять сведения для качественной оценки системы качества в образовательную организацию; • оптимизировать работу контролирующих органов по оценке качества образования путем перехода на цифровой формат; • минимизировать финансовые и трудозатраты при оценке качества образования при внешней и внутренней оценке; • оптимизировать прохождение самооценки образовательных организаций путем заполнения в электронном виде единой оценивающей «ленты»; • анализировать полученные объективные данные, которые помогут устранить несоответствия требованиям; • проходить в электронном режиме процедуру самооценки, мониторинговые, тестовые мероприятия и др.; • проводить системный и сравнительный анализ качества услуг, предоставляемых организациями образования; • проводить сопоставительный мониторинг учебных достижений всех категорий обучающихся; • осуществлять внешнюю и внутреннюю оценку учебных достижений обучающихся на всех уровнях и ступенях образования и др. Для создания электронного конструктора оценки качества образования необходимо: • разработать общий алгоритм оценки качества образования на разных уровнях и ступенях образования; • провести исследования основных рабочих процессов образовательных организаций разных уровней и ступеней, их закономерностей и взаимосвязей, определяющих качество образовательной деятельности; • определить показатели, характеризующие качество образовательного процесса и его результатов, и методы их измерения; • разработать требования к качеству образования; • разработать критерии качества образования; • разработать модель и методику самооценки деятельности образовательных организаций; • создать банк валидных материалов для оценки качества образования; • создать продукты программного обеспечения по оценке, анализу и формализованных предложений по устранению несоответствия качеству. Таким образом, электронный конструктор оценки качества образования позволит проводить всесторонний контроль и объективную оценку качества образования по всем параметрам образовательной системы на основе электронной унифицированной системы оценки качества на базе общероссийских требований, он предоставит образовательным организациям комплект правил, которые позволят определить более эффективные пути ведения образовательного процесса.