ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В связи с проводимыми государством инновационными изменениями в образовании усиливается роль и востребованность системы дополнительного образования педагогов, что требует создания новой нормативно-правовой основы деятельности образовательных организаций. 23 декабря 2015 года на заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации Владимир Владимирович Путин уделил особое внимание вопросу создания, разработки и внедрения общенациональной системы профессионального роста учителей: «Во все времена в основе качественного школьного образования лежала работа учителя. Сегодня требования к этой профессии многократно возрастают. Создание достойной мотивации для учителей, условий для их постоянного самосовершенствования, для повышения квалификации сегодня становятся ключевым фактором развития всей системы общего образования. В этой связи предлагаю создать общенациональную систему профессионального роста учителей. И позволю себе выделить здесь несколько направлений. Первое – это внедрение современных программ подготовки и повышения квалификации педагогов, которые соответствуют профессиональным требованиям. Надо расширять участие в этой работе вузов, исследовательских институтов, использовать уникальный опыт лучших учителей и ведущих школ страны…. Второе – это внедрение эффективного механизма материального и морального поощрения качественного, творческого учительского труда, создание стимулов к развитию, к непрерывному профессиональному росту…. Третье. Понятно, что и саму систему оценки квалификации, качества результатов работы учителя и его потенциала нужно совершенствовать, делать её более объективной, менее бюрократической, и главной должна быть оценка не чиновника, а коллег, профессионального сообщества…. Современные информационные технологии позволяют создать механизм оценки учителей, в том числе на основе мнения выпускников школ, тех, кто уже вошёл во взрослую жизнь и уже с высоты каких-то прожитых лет, времени может дать действительно заслуженную, справедливую оценку своим школьным наставникам. Я прошу Правительство разработать и внедрить общенациональную систему профессионального роста учителей». В соответствии с Конституцией РФ и ФЗ «Об образовании в РФ» законодательство о дополнительном образовании педагогов должно включать нормы и принципы международного права в сфере образования, федеральные и региональные нормативные правовые акты, а также локальные акты образовательных организаций. Систему международных норм о дополнительном образовании педагогов составляют: - Рекомендации ЮНЕСКО о развитии образованиявзрослых(26.11.1976, ЮНЕСКО).В документе указано, что образование взрослых должно содействовать развитию критического понимания основных проблем современности и социальных изменений, развитию способности приобретать знания самостоятельно, в группах или при организованном обучении, вырабатывать взгляды и формы поведения, развивать способности учиться, учить и т.д. Рекомендации обращают внимание, что при организации обучения взрослых, а, следовательно, педагогов, необходимо учитывать методы образования, а также стимулы и трудности в процессе обучения; опыт, приобретённый слушателями при выполнении социальных и профессиональных обязанностей; возрастные особенности (утомляемость и отсутствие энергии); способность взрослого взять на себя ответственность за своё обучение; культурный и педагогический уровень преподавательских кадров; психологические особенности процесса обучения; наличие и особенности познавательных интересов; бюджет свободного времени. - Рекомендации Международной организации труда (МОТ) ЮНЕСКО о положении учителей(05.10.1966, Париж).Документ определяет международные основы правового статуса педагогов образовательных организаций: каждая страна должна организовать курсы повышения квалификации и переподготовки педагогов, поощрять учителей, давать им возможность совершать коллективные и индивидуальные поездки по своей стране и за границу. - Рекомендации ЮНЕСКО/МОТ о правовом статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования.В рекомендациях представлены особенности дополнительного образования педагогов высших учебных заведений: они должны предоставлять регулярный отпуск для повышения квалификации и научных исследований с полным или частичным сохранением содержания. - Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры(Париж, 09.10.1998).Всемирная декларация определяет, что активная политика повышения квалификации сотрудников - существенно важный элемент деятельности образовательных организаций. При этом мощная сила для управления преобразованиями в стенах конкретного учреждения заключена в партнёрстве и связях между заинтересованными, ответственными лицами, преподавательским составом, студентами, административным и техническим персоналом. Отечественная система повышения квалификации учителей должна обновляться с учетом общих тенденций развития непрерывного образования: - организации дополнительного образования учителей, демонстрирующие низкий уровень качества, целесообразно объединить с другими структурами повышения квалификации, реализующими более качественные образовательные программы (инновационные центры образования, колледжи, вузы, факультеты классических университетов). При этом предстоит обратить внимание на решение проблем межбюджетных отношений, обновление процедур слияния и присоединения учреждений бюджетной сферы; - необходимо ввести практику, когда учитель обязан не реже 1 раза в 3 года подтверждать соответствие современным требованиям к квалификации с обязательным получением соответствующего документа, что будет стимулировать обновление программ повышения квалификации; - для ориентации системы повышения квалификации наконкретные потребности учителейв образовательныеорганизации целесообразно направлять бюджетные субвенции для обучения педагогов по дополнительным образовательным программам в любых вузах, академических институтах, колледжах на всей территории Российской Федерации; - в системе повышения квалификации следует реализовать накопительные, кредитно-модульные принципы повышения квалификации, позволяющие педагогам в течение всей профессиональной карьеры обновлять квалификацию, осваивая необходимые образовательные модули в различных организациях. Такой подход существенным образом меняет организацию деятельности образовательных организаций дополнительного образования, они в большей степени начинают выполнять функции сопровождения, тьюторской поддержки образовательных программ работающих педагогов; - в качестве дополнения к механизму бюджетных субвенций может быть введен в действие механизм государственного заказа на повышение квалификации, реализуемого организациями различных форм собственности. Это касается, прежде всего, психолого-педагогической подготовки учителей, реализации в образовательном процессе проектных образовательных технологий, формирующих умения применять знания и пр. Такие программы также должны реализовываться на принципах добровольного участия учителей. В качестве преподавателей для подобного рода программ могут привлекаться сами учителя, временные творческие коллективы, разработавшие свои «ноу-хау», образовательные технологии и педагогические техники; - организации дополнительного образования могутстать элементом сети, реализующей инновационные образовательные программы (инновационных комплексов). Программы повышения квалификации должны максимально опираться на стажировки на базе образовательных организаций, внедряющих инновационные образовательные программы. Также целесообразно проводить повышение квалификации на базе ведущих вузов и колледжей страны, знакомящих учителей с современными достижениями науки и техники; - обновляя законодательную базу системы образования, целесообразно определить систему повышения квалификации педагогических кадров предметом совместного ведения федерального центра и субъектов Российской Федерации. Это касается как общих приоритетов и методических принципов повышения квалификации, так и возможности организации повышения квалификации педагогов на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации; - система методической поддержки учителя требует, прежде всего, радикального изменения отношения к ней со стороны структур управления образованием, осознания ее важности, соответствующего формулирования требований к ней и обеспечения ресурсами. Основной задачей системы методической поддержки должно быть планирование траектории развития каждого педагога, включающей его самообразование, знакомство с опытом работы коллег, обучение в системе дополнительного образования. Для этого необходимо: • введение современных квалификационных характеристик должности методиста; • разработка системы аттестации методистов; • разработка программы переподготовки для получения квалификации методиста; • введение нормативной базы методических центров, как в форме самостоятельных образовательных организаций, так и структурных подразделений в составе образовательных организаций; • приоритетное оснащение образовательного процесса в организациях методической поддержки как модели оснащения образовательных организаций и среды, в которой учитель знакомится с этим оснащением и разрешает трудности, возникающие при работе с ним. По вопросу о квалификации педагогических и иных работников следует опираться, прежде всего, на нормы ТК РФ. Согласно статье 1 ТК одной из основных задач трудового законодательства являются правовое регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя. При этом при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (ст.187 ТК РФ). При этом согласно 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Он же определяет формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации с учетом мнения представительного органа работников. Условия и порядок повышения квалификации устанавливается принимаемыми на различных уровнях актами социального партнерства - коллективными договорами, соглашениями, а также трудовым договором между работодателем и работником. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 196 ТК РФ). Важным моментом является норма статьи 196 ТК РФ о том, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. То есть обязанность работодателя по проведению повышения квалификации должна быть предусмотрена на федеральном уровне. При этом согласно статье 197 ТК РФ работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем. Такой подход существенным образом меняет организацию деятельности организаций дополнительного образования педагогов, они в большей степени начинают выполнять функции сопровождения, тьюторской поддержки дополнительных образовательных программ работающих педагогов. Создание стимулов, поддерживающих постоянно высокий уровень непрерывного образования педагогов связанно с введением новых систем оплаты труда учителей, нуждается в дальнейшем развитии. Следующий шаг - обновление механизмов аттестации педагогов. Процедура аттестации должна носить государственно-общественный характер с привлечением профессиональных ассоциаций и объединений работодателей. Подобный опыт оценки образовательных результатов должен быть реализован в регионах при отборе инновационных школ и лучших учителей. Учитывая постоянное обновление образовательных технологий и средств обучения, аттестация должна с определенной периодичностью предполагать допуск к осуществлению профессиональной педагогической деятельности. Следует принципиально обновить как требования к подготовке учителей, так и учительские обязанности. Профессиональные стандарты и квалификационные характеристики работы педагогов уже предполагают владение компетентностями, необходимыми для реализации федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе информационными технологиями, проектными формами организации обучения, знаниями особенностей возрастного развития обучающихся. Изменившаяся социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что назревшее коренное изменение системы образования не может быть достигнуто в рамках традиционной модели обучения. Для реализации современных целей образования необходима смена фундаментальных основ обучения, его философско-методологической парадигмы. Новая парадигма современного обучения должна включать в себя новую информационно-образовательную среду, средства, способы и инструменты ее формирования. Сегодня в педагогической науке и практике предлагается к осмыслению немало вариантов региональных систем дополнительного образования педагогов, но не многие из них выходят на стадию реализации, так как не предусматривают механизмов, которые обеспечивали бы саморазвитие системы. Часто разработанные концептуальные представления оказываются схоластичными, потому что их авторы представляют свои взгляды, находясь внутри самой образовательной системы, и исходят из ее возможностей и «желаний». В итоге не удается определить эффективные пути связи образовательной практики с социально-экономической действительностью. Также следует отметить, что проводимая организационная модернизация образовательных систем не всегда сочетается с содержательными изменениями. Фундамент образования в системе дополнительного образования педагогических работников Крыма и Севастополя остается старым - это классическое содержание образования, ориентированное на формирование знаний, умений, навыков, региональные образовательные организации по-прежнему предлагают оценивать объемы усвоенных знаний и приобретенных умений по учебным предметам, а технологические способы освоения действительности остаются вне поля зрения их разработчиков. Парадоксально, но в наши дни почти любой нетрадиционный подход к организации управления образовательным процессом стал называться «технологическим», хотя все разработки, касающиеся технологической организации обучения, ведутся в рамках традиционной модели, отличающейся жестким дидактизмом и существенной недооценкой роли обучающегося. Между тем сущность нового времени состоит в том, что будущее страны, мира все больше и больше начинает зависеть от человека, от осознания им, что «состояние» мира - это, прежде всего, результат преобразований, совершаемых в процессе развивающейся вширь и вглубь исследовательской и проектной деятельности педагогического сообщества. Успешность выхода общества из кризиса, в котором оно оказалось в результате научно-технического прогресса, во многом зависит от способности людей создавать и внедрять современные образовательные технологии, основанные на природной сущности вещей. Из этого следует, что для создания современной модели дополнительного образования педагогов нецелесообразно следовать за сложившейся практикой образования - необходимо создать качественно новую концепцию, построенную на современном философском видении мира, на научно обоснованной методологии человеческой деятельности, на понимании творческой роли педагога в эволюции образования. С наших позиций, модель такого обучения должна включать в себя следующие посылки: • формирование нового воззрения на ведущую роль человека в развитии природы и общества, квинтэссенция которого - необходимость непрерывного саморазвития на протяжении всей жизни; • осознание жизни человека как системы отношений с миром, которая строится по объективным законам, детерминирующим общекультурные, инвариантные способы отношений; • осознание, в силу этого, необходимости системной - технологической организации взаимодействия с окружающей средой; • признание деятельности основной формой технологической организации отношений человека с миром. Для создания такой модели обучения необходимо: • выбрать эталонную модель педагога как саморазвивающейся системы; • выделить актуальную систему деятельности, способную продуцировать непрерывное саморазвитие человека; • создать новую информационно-образовательную, функционирующую на технологической основе, обеспечивающей непрерывное саморазвитие педагога. Только такое обучение может снять принципиальные недостатки традиционного: недооценку ведущей роли субъектов образования, отсутствие целевого управления достижением прогнозируемого результата, отсутствие системности и непрерывности обучения, его не технологичность. Обозначенные недостатки приводят к невыполнению дополнительным образованием педагогов его основной функции - развития обучающихся, прежде всего - их способностей, позволяющих свободно ориентироваться в постоянно меняющихся жизненных и производственных ситуациях. Вот почему замена традиционной модели обучения обучением развивающим (где главной ценностью выступает педагог его личностные возможности) является, на наш взгляд, прогрессивной образовательной тенденцией, соответствующей потребностям настоящего времени. Отличительным принципом отечественного образования становится широкая индивидуализация учебного процесса. Если вчера мы имели основную форму организации образования - классно-урочную систему, то сегодня в российской школе ей на смену приходит новая форма - индивидуальная программно-целевая. Важнейшим принципом организации образовательной деятельности стал принцип субъектности учения. Учитель является субъектом учебной деятельности, в этом и состоят проблемы целеполагания, регуляции и мотивации профессиональной деятельности педагогов. У многих учителей не формируются компетенции в области мотивации, целеполагания, программирования и самоконтроля. Определенные знания им, безусловно, даются, но компетенции не формируются. Использование информационных технологий является одним из перспективных направлений повышения качества дополнительного профессионального образования педагогов, воспитания неповторимой самопознающей и саморазвивающейся личности учителя. Однако разработка и внедрение персонализированных информационных систем, позволяющих оперативно получать информацию о процессе формирования новых профессиональных компетенций и на этой основе учитывать индивидуальные особенности его процесса познания, во многих образовательных организациях идет недостаточно интенсивно. Учёт множества факторов, влияющих на процесс развития личности учителя в системе профессиональной переподготовки, позволяет говорить об адаптивной образовательной среде - совокупности взаимосвязанных материальных, пространственно-предметных, социальных составляющих и межличностных отношений, включенных в эту среду людей. Здесь создаются условия для выбора собственной стратегии действий по формированию у себя профессионально важных качеств педагогов. При подготовке педагога к эффективному выполнению своих новых функций и решению профессиональных задач в условиях вероятностной производственной среды целесообразно использовать интеллектуальные дидактические компоненты, позволяющие генерировать достаточно большое, но конечное множество образовательных траекторий для обучающихся, имеющих разный уровень знаний и сложившихся к данному моменту способностей к тем или иным видам деятельности. Их использование возможно при следующих условиях: • перед обучающимися поставлены конкретные цели и задачи на данный и последующий периоды формирования профессиональных компетенций; • определены уровни способностей обу¬чающихся к освоению разных видов деятельности, чем он выше, тем выше может быть уровень сформированности профессиональных компетенций; • выявлен уровень полученных знаний обучающихся до использования образовательного портала; • предоставлена возможность выбора порядка усвоения учебного материала, необходимого обучающимся для формирования конкретных профессиональных компетенций; • предоставлены комфортные условия для работы с образовательным порталом: они разработаны с учетом требований инженерной психологии и эргономики, унифицированы принципы навигации. Правилом является сочетание возможностей разрабатываемых образовательных порталов, использующих интеллектуальные дидактические компоненты в адаптивной образовательной системе с возможностями традиционных педагогических технологий, включающих лекции, практические и лабораторные занятия. Это позволяет существенно активизировать самостоятельную работу обучающихся и формировать новые профессиональные компетенции педагога при ограниченном ресурсе аудиторного времени. Одним из результатов учебной работы обучающихся с образовательными порталами, использующими интеллектуальные дидактические компоненты, может быть развитие у них способности к самосовершенствованию и саморазвитию на протяжении всей жизни. Комплексность, мультидисциплинарная сущность и системность интеллектуальных дидактических компонентов способствуют созданию системного и креативного мышления обучающегося, ориентируя его на поиск связей и закономерностей не только в отдельной изучаемой дисциплине, но и в комплексе дисциплин, необходимых для новой профессиональной деятельности в целом. Подобные образовательные порталы позволяют реализовать технологию самостоятельной работы обучающихся, заключающуюся в возможности организовать свою учебную деятельность по формированию актуальныхкомпетенций по индивидуальной образовательной траектории. Их составными элементами являются: • модуль идентификации, обеспечивающий процесс индивидуализации обучения; • тестирующий модуль, с помощью которого происходит коррекция индивидуальной траектории; • генерирующий модуль, позволяющий с помощью интеллектуальных дидактических компонентов, сформировать индивидуальную траекторию обучения; • база знаний выбранной профессиональной деятельности, включая в себя дополнительную информацию об изучаемой профессии; • подсистема двухуровневой адаптации, создающая образ обучающегося. Овладение различными видами деятельности зависит от готовности человека к освоению нового учебного материала, и, в силу особенностей личных темпов восприятия и усвоения, индивидуальных объёмов памяти (кратковременной, оперативной и долговременной), внимания, мотивации, интереса и другого, восприятие разными людьми одной и той же информации происходит по-разному, значит необходимо определить для каждого обучающегося индивидуализированную технологию организации профессиональной подготовки педагога, с адаптированным содержанием и профессиональными задачами. Поэтому на первом этапе входа в образовательный портал осуществляется диагностика индивидуальных способностей обучающегося, способствующая в дальнейшем формированию индивидуальной траектории обучения, которая генерируется с помощью интеллектуальных дидактических компонентов. Можно выделить девять базовых уровней технологически однородных групп, имеющих способность варьироваться согласно изменениям внешней среды, представляемых в виде матрицы, строки которых соответствуют уровню обученности (выше среднего, среднего, ниже среднего), столбцы соответствуют способности к усвоению данной предметной области (общие способности, специальные способности начального уровня, профессиональные способности). Диагностика индивидуальных качеств обучающегося в разрабатываемом образовательном портале проводится через определённые промежутки времени с целью выявления скрытых резервов качеств личности обучающихся, необходимых для осуществления возможности изменения индивидуальной образовательной траектории. Второй этап способствует погружению в адаптивную образовательную среду, где проводится диагностика уровня входящих знаний для выбора информации, необходимой для формирования профессиональных знаний и умений, и выбора рациональной технологии обучения, подходящей конкретному обучающемуся. Разрабатываемый на третьем этапе интеллектуальной системой образ обучающегося при построении личностно-ориентированной траектории освоения учебных дисциплин отражает основные пользовательские характеристики, историю посещений, его предпочтения, уровень знаний и индивидуальные особенности педагога, формирует абстрактные стереотипные пользовательские профили. Образ обучающегося является ключевым элементом в процессе адаптации информационного содержания и навигационного пространства. Созданная на основе динамически получаемых данных модель пользователя обеспечивает работу системы, которая с помощью определённых правил осуществляет изменение содержания изучаемого материала, обеспечивающего формирование компетенций, и экранного интерфейса. Проведение тестирования на разных этапах обеспечивает определение уровня знаний обучающегося, являющегося переменной величиной для каждого конкретного пользователя. Результаты индивидуального исследования реализуются в гиперпространстве, т.е. получаемые данные об обучаемом дают возможность интеллектуальным дидактическим компонентам, фиксируя изменения уровня знаний, соответствующим образом модифицировать образ пользователя. В этом случае знания обучающегося при формировании компетенций могут быть представлены оверлейной моделью, основывающейся на структурной модели предметной области, которая сохраняет информацию об уровне знаний обучающегося и о том, изучены ли тема или нет. На четвёртом этапе для повышения эффективности обучения педагогов осуществляется деятельность интеллектуальных дидактических компонентов, которые генерируют педагогическую технологию, основанную на сформированной модели обу¬чающегося. Технология представления содержания дисциплины реализуется в виде нелинейной гипертекстовой структуры, что позволяет перейти к требуемому элементу через гиперссылку. Причём представляемый материал учитывает базовый уровень обучения согласно входной информации об обучающемся. Наличие учебно-познавательных и творческих задач на данном этапе способствует развитию критического мышления, аналитического отношения к рассматриваемым объектам и проблемам. Сгенерированная технология обучения для каждого обучающегося гарантирует качество образовательной продукции и формирование профессиональных компетенций будущих специалистов. Пятый этап предоставляет обучающимся возможность проверки полученных знаний, предлагая пройти тестирование (обу¬чающее или контролирующее) и в случае контролирующего тестирования предоставление нового учебного материала осуществляется только тогда, когда уровень полученных знаний выше 75%. Получение качественного описания сформированной компетенции происходит на основе теории пространств знаний по результатам тестирования, что позволяет оптимизировать работу по получению результирующих данных о сформированности или несформированности определённых компетентностей, уровня знаний группы педагогов, даёт возможность сравнить результаты тестирования определенных педагогов и всех тестирующихся до него, определить сильные и слабые стороны сформированности определённых компетенций, вычислить общую оценку уровня сформированности знаний у обучающегося. Для обеспечения обратной связи в образовательном портале существуют блоки преподавателей и администраторов, имеющих разный уровень доступа. Преподаватель может наблюдать за процессом формирования новых компетенций, корректировать учебный материал при необходимости. Администратор осуществляет обслуживание программного обеспечения, ввод и корректировку общей и специальной информации. Использование интеллектуальных дидактических компонентов в адаптивной образовательной среде может способствовать повышению качества образования в системе профессиональной переподготовки, в процессе реализации которых происходит усиление значимости самостоятельной работы обучающихся. Каждый обу¬чающийся, используя индивидуальную образовательнуютраекторию, формируется как квалифицированный специалист, способный решать профессиональные задачи и имеющий возможность саморазвития и самосовершенствования на протяжении всей своей жизни. Переход образовательных организаций Крыма и Севастополя на реализацию модели технологической организации информационно-образовательной среды позволяет прогнозировать следующие результаты: - изменение профессионального мировоззрения педагогических работников. Формирование нового взгляда на цели, функции, содержание, организацию педагогической деятельности, - создание системы средств технологического управления непрерывным профессиональным развитием и образованием педагогов, - освоение технологических способов и алгоритмов деятельности, обеспечивающих непрерывное профессиональное развитие обучающихся в системе дополнительного образования, - «выращивание» новой генерации граждански активных, профессионально-компетентных, непрерывно развивающихся педагогов, способных качественно изменить российское образование, - подготовка компетентных, конкурентоспособных непрерывно развивающихся специалистов для образовательных организаций Крыма и Севастополя, - педагогические риски при внедрении модели технологической организации информационно-образовательных сред, При внедрении модели технологической организации информационно-образовательной среды возможны следующие риски: - внедрение новой педагогической практики затруднено нестабильностью образовательной политики Крыма и Севастополя, - неготовность руководителей региональных образовательных организаций к переходу на развивающий режим педагогической деятельности, - отсутствие установки коллектива образовательной организации, отдельных его членов на непрерывное профессиональное развитие и образование, - отсутствие способности менеджеров разных уровней к переводу инноваций в культуру образовательной деятельности, - незнание и неумение использовать в работе средства и способы организации инновационных образовательных процессов. Обозначенные риски связаны с отсутствием системного подхода к педагогической деятельности, а именно - с отсутствием в коллективах образовательных организаций Крыма и Севастополя единого профессионального мировоззрения, единых подходов к формированию содержания и способов деятельности. Названные проблемы могут быть преодолены путем обучающего ознакомления с инновационной моделью технологической организации информационно - образовательной среды по специальной дополнительной образовательной программе.