ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Коген подверг переработке кантовскую систему самым существенным образом: изменилось понимание вещи самой по себе и ее функций; априоризм теперь уже не принадлежит одним лишь элементам познания, но коренится в самой основе научного познания; мышление обрело чистоту и систематическое единство; ощущения перестали играть самостоятельную роль поставщика чувственного материала, категории больше не синтезируют многообразное, а лишь задают «провоцирующий» мышление вопрос… Нет смысла перечислять все трансформации. Во всем процессе приспособления критического идеализма к реалиям современной ему науки Коген показал себя как неокантианец, создавший собственный и очень интересный вариант кантианства. Вместе с тем основополагающие интенции Канта, состоящие в ориентации на образец научного мышления, существование чистых априорных структур мышления, конструктивный характер нашего познания, а также системообразующий характер трансцендентальной философии и ее стремление утвердить свободу и примат практического – все эти сущностные черты кантовской философии, воспринятые и положенные в основу Когеном, позволяют говорить о марбургском философе как о неокантианце.