Описание:Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС 3+ для реализуемых образовательных программ высшего профессионального образования по соответствующим направлениям подготовки бакалавров по направлению 42.03.02 «Журналистика»;
- типовых учебных программ курса «Психология журналистики» факультета журна-листики МГУ;
- рабочей учебной программы доктора филологических наук, профессора факультета журналистики Е.И. Пронина.
Рабочая программа составлена:
Владимиром Николаевичем Ковалевым, доцентом кафедры психологии Филиала МГУ в городе Севастополе, кандидатом педагогических наук.
Рецензенты:
кандидат психологических наук, доцент кафедры пси-хологии, руководитель ОП по направлению подготовки «Психология» С.А. Наличаева Филиал Московского госу-дарственного университета имени М.В.Ломоносова в городе Севастополе
Факультет психологии
Курс - IV
Семестр – VIII
Зачетных единиц – 2
Академических часов – 24, в т.ч.:
лекций – 24 часа;
семинаров – нет;
практических занятий - нет.
Формы промежуточной аттестации: нет.
Форма итоговой аттестации - зачет в 8 семестре.
СРС - 48 часа.
1. Цели и задачи учебной дисциплины «Психология журналистики».
Целью учебной дисциплины «Психология журналистики» является формирование у студентов:
- знаний психологических основ журналисткой деятельности;
- понимания закономерностей влияния СМИ на сознание, эмоциональное состояние и поведение людей.
Задачи учебной дисциплины:
1) формирование знаний о психологическом содержании профессиональной дея-тельности журналиста;
2) преодоление дефицита информации по психологическим основам журналистской деятельности;
3) усвоение базовых понятий психологии журналистики, принципов и методов пси-хологического влияния журналиста на сознание масс.
2. Место дисциплины в структуре ООП
В основу курса положены современные общие представления о психологических механизмах массовой коммуникации, творчества журналиста, учтены зарубежные и рос-сийские достижения в области теории и практики.
Учебная дисциплина «Психология журналистики» относится к профессиональному циклу базовой части ОПП бакалавров по направлению подготовки 42.03.02 «Журнали-стика». Дисциплина «Психология журналистики» базируется на знаниях по ранее изучен-ным дисциплинам: «Философия», «Социология», Логика», «Культурология», «Конфлик-тология», «Психология».
В дальнейшем знания и навыки, полученные при изучении дисциплины «Психоло-гия журналистики», являются основой для освоения следующих профессиональных и специальных дисциплин: «Основы рекламы и паблик рилейшенз», «Профессиональная этика журналиста», «Риторика», «Основы журналистской деятельности».
Курс «Психология журналистики» имеет прикладную направленность. Он нацелен на формирование у студентов совокупности специальных знаний и навыков, развитие личностных качеств, обеспечивающих успешность деятельности в качестве военного журналиста. Основное внимание в ходе изучения данной учебной дисциплины уделяется проблеме эффективности деятельности СМИ. Вместе с тем, курс несет и «личност¬но-развивающую нагрузку», способствует нравственно-профессиональному самоопределе-нию специалистов.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетен-ций:
общекультурных (ОК):
- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-7);
общепрофессиональных (ОПК):
- способность учитывать в профессиональной деятельности психологические и соци-ально-психологические составляющие функционирования СМИ, особенности работы журналиста в данном аспекте (ОПК-10);
- способность применять знание основ паблик рилейшнз и рекламы в профессиональ-ной деятельности (ОПК-21);
профессиональных (ПК)
- способность к сотрудничеству с представителями различных сегментов общества, уметь работать с авторами и редакционной почтой, организовывать интерактивное обще-ние с аудиторией, используя социальные сети и другие современные медийные средства, готовность обеспечивать общественный резонанс публикаций, принимать участие в про-ведении на базе СМИ социально значимых акций (ПК-6);
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
•психологические закономерности формирования общественного мнения;
•основные психологические закономерности социальной перцепции и влияния;
•теоретические основы психологии журналистики, и основные научные проблемы;
•основные психологические теории массовой коммуникации;
•психологические особенности деятельности журналиста.
•психологические факторы эффективности журналистской деятельности;
•социально-психологические условия совершенствования профессиональной дея-тельности: развитие индивидуальных творческих способностей и потенциала журналист-ских коллективов, совершенствование эффективности социального взаимодействия с чи-тателями, коллегами, обществом и государством.
Уметь:
•определять социально- психологический профиль аудитории;
проводить социально-психологический анализ результативности профессиональ-ной деятельности.
Владеть:
•опытом организации эффективного профессионального общения;
•методами анализа социально-психологических особенностей аудитории.