Описание:Данный курс построен на лекциях и книгах Муратова Александра Сергеевича, и прежде всего на монографии "Документальный телефильм:незаконченная биография" (2009), лекциях и учебных пособиях Бровченко Галины Николаевны и собственных исследованиях. Документальный телефильм начал свою «биографию» под влиянием традиций отечественного кинематографа в начале 60-х годов прошлого века. Именно тогда возникли первые дискуссии о специфическом телевизионном языке «общения со зрителем», в прямом смысле на глазах рождалась, закаляясь в теоретических боях, телевизионная эстетика. К настоящему моменту документальный телефильм стоит на прочном теоретическом фундаменте, имеет точное представление об имманентных свойствах и функциях, целях и задачах документального телевизионного контента. Определяющие и специфические черты телевизионной коммуникации (эстетики): «импровизационность», «симультанность» (одновременность действия и его экранного отображения), «эффект присутствия», «активная небрежность», «обращённость», «разговорность» грамотной речи, «актуальность», «серийность».
Документальное отечественное телекино за более чем полувековую историю сформировало "Золотой фильмофонд", уникальный и актуальный во все времена.
В новом, XXI веке становится очевидным, что телевизионная природа\специфика в значительной мере обогащает современный кинематограф (в том числе игровой), создавая благотворную почву для развития таких гибридных, синтетических экранных видов (жанров) как: "псевдодокументалистика" и "мокьюментари" и др. Одновременно с этим наблюдается угроза тотального распространения так называемого "форматного телекино", исключающего индивидуальный авторский взгляд на проблему, героя, тему.
В центре внимания спецкурса находятся теоретические вопросы, технические методы и творческие приёмы, характерные для становления и развития документального отечественного телефильма в советский, постсоветский и новейший периоды.