Описание:ПРОГРАММА СПЕЦСЕМИНАРА
ПЕРВЫЕ ПЕРЕДАЧИ НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ РАДИО
Рекомендуется для направления подготовки 031300 «Журналистика»
Квалификация (степень) выпускника
1. Цели освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины «Первые радиопередачи» – дать представление студентам радиоотделения об истории радиожурналистики на примере изучения программ периода становления отечественного радиовещания, специфики зарождавшихся в 1920-30-е гг. форм и жанров.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Первые радиопередачи» относится к вариативной части ООП.
Дисциплина базируется на сведениях, полученных студентами из курсов «Основы журналистики» (роль и место радиовещания в системе средств массовой коммуникации); знаниями и умениями, полученными в рамках дисциплины «Мультимедийные технологии» (аудиозапись и монтаж), знаниями дисциплины «Основы радиожурналистики» (природа радио, история, функции, жанровая структура радиовещания), знаниями и умениями в рамках дисциплины «Методика радиожурналистики».
Знания, полученные в результате освоения дисциплины, применяются студентами при освоении таких дисциплин, как «Методика радиожурналистики», «Выразительные средства радиожурналистики», «Технология производства аудиоконтента», для подготовки выпускной квалификационной работы и успешной сдачи Государственного экзамена по специальности «Журналистика».
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- обобщение знаний об опыте создания первых радиопрограмм в стране.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: исторические этапы становления радиожурналистики в России, теоретические основы технологии подготовки и проведения различных радиопередач.
Уметь: использовать знания лекционного материала для работы в фондах государственных архивов: находить важные факты, относящиеся к теме спецсеминара и курсовой работы, изучать тексты передач эфирных папок.
Владеть: навыком анализа аудиопроизведения.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу, академических часов. Из них аудиторных – 16 часов.
4.1. Структура дисциплины
№
п/п
Раздел
Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
1 Природа радиовещания 6 1 Лек
2
2 Документы о радиостроительстве и радиовещании 2 2
3 Первые формы и жанры радиожурналистики 3 2
4 Выразительные средства радио 4-5 4
5 Тематические направления радиовещания 6 2
6 Радиогазеты в истории радиожурналистики 7-8 4
16 Оценка по курсовой
4.2. Содержание разделов дисциплины
№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1 Природа радиовещания Изобретение радио А.С. Поповым. Работы Г. Маркони. Развитие радиотелеграфа в России. Опыты телефонии. Радио в годы Первой мировой войны. Радиолюбительское движение. Радио - технический коммуникационный канал.
2 Документы о радиостроительстве и радиовещании Государственное радиостроительство. В.И. Ленин о радио. Материально-техническая база радио. Экспериментальные опыты Нижегородской радиолаборатории.
3 Первые формы и жанры радиожурналистики Радиограммы и радиовестники. «Устная газета РОСТА» как первая речевая передача. Особенности утренних и вечерних выпусков. Начало регулярного программирования.
4 Выразительные средства радио Музыкальное оформление. Шумы. Звучащее слово. Становление художественного и литературно-драматического вещания. Роль диктора-конферансье в радиопрограмме.
5 Тематические направления радиовещания Первые рубрики. Характеристики слушательской аудитории. Дифференциация программ по аудиторному признаку. Тематические особенности аудиоконтента. Влияние цензуры.
6 Радиогазеты в истории радиожурналистики Радиогазеты как основная форма вещания 1920-30-х гг. «Радиогазета РОСТА». Начало регулярного вещания. Низовое радиовещание (заводское, фабричное, армейское и др.). Радиогазеты в республиках.
5. Рекомендуемые образовательные технологии
Теоретический материал дисциплины представлен в лекциях. Прослушав лекции, студенты приступают к работе над курсовыми, и в дальнейшем основной акцент делается на семинарских занятиях, в течение которых студенты делают доклады по своим курсовым работам. Предусмотрено проведение индивидуальных консультаций.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Основным оценочным средством текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации является курсовая работа. В начале семестра студенты получают учебный календарный план и программу дисциплины со списком основной и дополнительной литературы и примерным перечнем тем для курсовых работ. Студенты имеют возможность получить интересующую их информацию, разъяснения по материалу лекций и по литературе, обращаясь к преподавателю по электронной почте, адрес которой им сообщается на первом занятии. По результатам защиты курсовой работы выставляется оценка.
Примерные темы курсовых работ:
1. «Радиовестник РОСТА», радиогазеты и «Последние известия» как этапы в развитии форм информационных радиопередач.
2. Специфика функционирования местных отделений «Радиовестника РОСТА».
3. Российское телеграфное агентство (РОСТА) в период становления информационной службы радиовещания.
4. Значение опыта и традиций печати в становлении и развитии радиожурналистики.
5. Жанрово-тематическая структура первых радиопрограмм в России.
6. Специфика языка и стиля первых отечественных радиопередач.
7. Типовая недельная сетка вещания (1920-30-е гг.): особенности формирования.
8. Радиовещание периода становления и аудитория: методы поддержания информационного контакта.
9. Персоналии отечественной радиожурналистики (Б. Данский, Н. Валевский, Я. Галицкий, Д. Гликман и др.): творческий портрет.
10. Первые дикторы у микрофона (А. Гурин, А. Цвиленов, А. Скавронский, А. Щагин, З. Ремизова и другие): специфика ведения программ.
11. «Радиотеатр» и «театр у микрофона» в истории художественного вещания.
12. Размышления на тему: «Радио будущего» (по одноименной статье Велимира Хлебникова, 1921 г.).
13. Выпуски радиогазет в российских государственных архивах: анализ текстов.
14. Обзор публикаций о деятельности радио (по материалам прессы 1920–30-х гг.)
15. Радиогазеты в местном вещании: ретроспектива и современное состояние.
16. Низовое вещание: история и современность.
17. Радиогазета «Утренняя зорька» как этап становления детской редакции вещания.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
Глейзер М.С. Радио и телевидение в СССР. Даты и факты. М.: Искусство, 1989.
Гуревич П.С., Ружников В.Н. Советское радиовещание: Страницы истории. М., 1976.
Дубровин В.Б. Об эволюции газетных форм работы и жанров на радио (1922 – 1932) // Журналистики: Наука. Образование. Практика. Л., 1971.
Летунов Ю.А.О развитии документальной радиожурналистики. M.: Ком-т по РВ и ТВ при Совете Министров СССР, НМО, 1966.
Марченко Т.А. Радиотеатр. Страницы истории и некоторые проблемы. М., 1970.
Радиожурналистика: учебник / под ред. А.А.Шереля. М., 2005.
Ружников В.Н. Лекции по истории отечественного радиовещания 1985-2001 гг. M.:ГИТР, 2002.
Ружников В.Н. Отечественное радиовещание: пути и проблемы становления (ретроспектива и современность) / Автореф. дис. доктора филол. наук. М., 1992.
Ружников В.Н. От «радиовестников РОСТА» до информационной программы «Маяк» (Вместо предисловия) // Ярошенко В.Н. Информационные жанры радиожурналистики. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., 1976. С.3-12.
Ружников В.Н. Так начиналось: Историко-теоретический очерк советского радиовещания. 1917 – 1928. М., 1987.
Тихонова О.В. Радиогазеты как фактор становления, развития и трансформации отечественной радиожурналистики / Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 2005.
Шерель А.А. Аудиокультура ХХ века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию: очерки. M.: Прогресс-традиция, 2004.
б) дополнительная литература:
Бараневич Ю.Д. Жанры радиовещания: Проблемы становления, формирования, развития. Киев; Одесса, 1978.
Дорф Г.Я. Внимание! Говорит школьное радио. М., 1988.
Ивченко А.В. «Пионерская зорька» в нашей школе. Ростов-на-Дону, 1956.
История советской радиожурналистики: Документы. Тексты. Воспоминания. М., 1991.
О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. Сборник документов и материалов. М., 1972.
Пустошкин Г.А. Радио в сельской школе. Краснодар, 1965.
Радио – вчера, сегодня, завтра: Тезисы научно-практической конференции к 100-летию открытия радио. М., 1995.
Хлебников В. Радио будущего / Творения. М., 1986.
Шерель А.А. Там, на неведомых подмостках / Радиоискусство. Проблемы истории и теории. 1922 – 1941. М., 1993.
Шилов Л.А. Голоса, зазвучавшие вновь: Записки звукоархивиста. М., 1977.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Компьютерные программы и программные пакеты, предназначенные для создания аудиофайлов.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Аудитория с аппаратурой для прослушивания цифровых аудиоматериалов, демонстрации тематических учебных презентаций.
Программа составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ с учетом рекомендаций и ПООП ФГОС по направлению подготовки 031300 «Журналистика», квалификация «бакалавр».
Разработчик:
Факультет журналистики МГУ Старший преподаватель кафедры телевидения и радиовещания О.В. Тихонова