Описание:Предлагаемая дисциплина по выбору как составная часть магистерской программы нацелена на подготовку высококвалифицированных специалистов в области методологии и методики социологических исследований, выработку понимания теоретического и методического подхода к получению эмпирического знания на основе информации, предоставляемой экспертами о состоянии, функционировании и развитии социальных явлений и процессов. Особенность данной дисциплины состоит в том, что раскрываются общие закономерности, логика и принципы проведения эмпирических исследований с использованием экспертного знания, способы получения экспертных оценок состояния социальных явлений и процессов, особенности использования экспертного знания при исследовании социальных проблем. Знания, получаемые в рамках данной дисциплины, носят универсальный характер и применимы для исследования широкого круга социальных проблем.
Структура дисциплины представляет собой совокупность логически взаимосвязанных тем теоретико-методологического и теоретико-методического содержания, которые последовательно раскрывают процесс разработки исследования социальных проблем на основе привлечения экспертного знания. В ходе освоения содержания тем дисциплины магистранты знакомятся с методическими стратегиями социологического исследования с применением метода экспертных оценок, основными возможностями и логикой метода, его видами, особенностями и ограничениями каждого из них. Магистранты получают представление о теоретико-методологических основах и методических особенностях применения метода экспертных оценок в социологических исследованиях, об особенностях этапов и процедуре проведения социологического исследования с применением экспертного опроса, технологии его проведения, что обеспечивает формирование знаний, умений и навыков данной технологии. Содержание разновидностей метода экспертных оценок раскрывается в рамках, как преимущественно количественного, так и качественного подходов к социологическому исследованию с использованием информационных технологий, освоение которых обеспечит формирование профессиональных социологов-исследователей. Изложение метода интеграции концепций экспертов как вида экспертных оценок проводится на таких примерах его применения, как разработка: комплексной концепции развития высшего образования; целевой комплексной концепции совершенствования проектирования; методики квалификации концептуальных подходов лидеров экологических общественных движений. Изучение теоретико-методологических основ и методических особенностей применения метода экспертных оценок в социологических исследованиях способствует более полному освоению арсенала методов сбора первичной социологической информации.
Успешное овладение данной магистерской дисциплиной позволит выпускникам осуществлять профессиональную деятельность в научно-исследовательских и образовательных учреждениях высшего образования в качестве научных сотрудников и преподавателей социологических дисциплин; в исследовательских социологических центрах; в аналитических центрах органов власти и управления.
Магистерская дисциплина готовит обучающихся к решению ряда задач, имеющих существенное значение для успешного управления функционированием и развитием современного российского общества, различных сфер его жизнедеятельности. Например:
• выявление насущных социальных проблем
• получение на основе экспертного знания недостающих данных о состоянии и факторах формирования социальных проблем
• выявление социальных механизмов возникновения социальных проблем
• определение на основе экспертных оценок способов разрешения существующих социальных проблем • выработка практических рекомендаций и целевых программ для органов власти и управления по решению социальных проблем
• прогнозирование возникновения социальных проблем и необходимых мер по их предотвращению.