Описание:
Введение. Предмет и задачи психофизиологии. Роль и место психофизиологических исследований в системе наук о мозге и психике. Исторические аспекты трансформации психофизиологической проблемы. Специфика психофизиологических знаний. Понятие эмпирической многоаспектности и необходимость разработки новых исследовательских парадигм.
Тема 1. Этапы развития психофизиологии. Психофизиологические аспекты классической философии. Физиологическая психология. Современная психофизиология.
Тема 2. Основные проблемы и парадигмы психофизиологии. Проблема соотношения мозга и психики. Трансформация психофизической проблемы в психофизиологическую. Рефлекторный принцип и его эволюция. Системный подход в психофизиологии. Концептуальная рефлекторная дуга. Информационная парадигма. Проблема интеграции нейрофизиологических и психологических данных. Интегративный подход: человек-нейрон-модель. Векторный подход.
Тема 3. Методы психофизиологии. Традиционные методы. Регистрация фоновой электрической активности центральной и переферической нервной системы. Регистрация вызванной электрической активности. Новые методы психофизиологии. Магнитоэнцефалография. Топографическое картирование. Дипольные модели. Компьютерная томография (КТ). Ядерно-магнитно-резонансная томография (ЯМР). Позитронно-эмиссионная трансаксиальная томография (ПЭТ).
Тема 4. Психофизиология функциональных состояний (ФС) и эмоций. Определение и классификация ФС. Методы диагностики ФС. Основные теоретические подходы к проблеме психофизиологических механизмов эмоций. Методы изучения эмоционально-потребностной сферы.
Тема 5. Психофизиология сенсорных процессов. Общие принципы организации сенсорных систем. Общие принципы передачи и обработки сенсорных сигналов.
Психофизиология отдельных психических функций (восприятие, внимание, память, речь, мышление). Нейрофизиологические механизмы и модели психических функций.
ЛИТЕРАТУРА
Обязательная
1. Александров Ю.И.(ред). Основы психофизиологии. М.: ИНФРА-М, 1997. Стр. 24-40; 41-54; 143-181; 190-220.
2. Данилова Н.Н. Психофизиология. М. 1998. Стр. 9-29; 78-99.
3. Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Черноризов А.М. Психофизиология цветового зрения. М.: МГУ. 1989. Стр. 181-192.
4. Крик Ф., Кох К. Проблема сознания. Ж. В мире науки. 1992. №11-12., Стр.113-120.
5. Соколов Е.Н. Архитектура рефлекторной дуги. Журн. высш.нерв.деят. 1992, Т.42, вып.6, стр1064-1074.
6. Соколов Е.Н. Принцип векторного кодирования в психофизиологии. Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психофизиология. 1995. №4. Стр. 3-13
7. Фишбах Дж. Д. Психика и мозг. Ж. В мире науки. 1992. №11-12., Стр.10-20.
8. Хэссет Д. Введение в психофизиологию. М. Мир, 1981., стр. 10-18; 36-48; 131-162; 163-198.
9. Шатц К. Дж. Развивающийся мозг. Ж. В мире науки. 1992. №11-12., Стр.23-30.
Дополнительная
1. Coles M. G. H., Dochin E., Porges S. W. (ed.) Psychophysiology. Systems, Processes, and Applications. - Elsevier, 1986.
2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.
3. Прибрам К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1975
4. Соколов Е.Н. Восприятие и условный рефлекс. М.: МГУ. 1958.
5. Соколов Е.Н. Нейрональные механизмы ориентировочного поведения. Нейрофизиологические механизмы внимания. М.: МГУ. 1979.
6. Соколов Е.Н. Нейронные механизмы памяти и обучения. М.: МГУ. 1981.
7. Соколов Е.Н. Теоретическая психофизиология. М.: МГУ. 1986.