Описание:Автор разработал и преподавал курс "Биология человека" для студентов дневной формы обучения на факультете психологии МГГУ им. М.А. Шолохова и для студентов очно-заочного обучения Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ в 2005-2008 гг. Курс не дублировал спецкурс "Антропология", а дополнял его, сосредотачивая внимание на физиологических и экологических аспектах человека, включая биофизические, биоинженерные и биохимические закономерности существования человеческого вида, общества и индивидуума в разнообразных условиях реальности. Содержание программы зависело от количества выделенных часов и специализации студентов. Примерный перечень тем опубликован в электронном СМИ (www.camps.ru/association/children/science-teacher/92-biologija-cheloveka.html). ТЕМА 1. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА: Разнообразие представлений, что есть человек. Общие принципы биологии и экологии в применении к человеку. Предыстория (эволюционное прошлое) человечества. Своеобразие механизмов эволюции человека. Географическое разнообразие человеческого вида. Популяции и расы. Эпохальные тенденции человечества. Человек будущего.
ТЕМА 2. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ: Адаптации на молекулярном уровне тела. Гены. Белки, ферменты. Углеводы. Жиры. Ионы. Обмен веществ и энергии. Витамины, антиоксиданты. Адаптации клетки и её стадий. Взаимодействие клеток. Передача информации на молекулярном уровне. Межклеточные рецепторы. Сигнальные вещества. Факторы роста. Гормоны. Нейромедиаторы. Тканевый уровень организации. Виды тканей. Регуляция деятельности тканей, гистогормоны. Особенности нервной ткани. Система транспортных жидкостей организма (кровь, лимфа, ликвор). Защита и очищение организма. Иммунная и выделительная система. Регуляторные системы. Нервная и гуморальная регуляция. Коммуникативная система организма. Возможности передачи информации с помощью кожи, мимики, всего тела. Речедвигательный аппарат. Биохимическая коммуникация. Феромоны. Целостность организма. Взаимодействие систем и органов.
ТЕМА 3. ЭКОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ: Питание. Источники вещества и энергии. Здоровая пища. Обработка и усвоение пищи в организме. Стресс физиологический и психологический. Отношение к болезням в разных обществах. Традиции поддержания здоровья. Значение традиции одурманивания. Традиции искусственного травмирования.
ТЕМА 4. ЧЕЛОВЕК В ЭКОСИСТЕМЕ: Общие экологические характеристики человека. Симбиоз у человека. Эндосимбионты. Полезная и микрофлора. Болезнетворные микроорганизмы. Паразиты. Синантропные виды. Использование биологических видов в хозяйстве. Экология поселения и жилища. Перенаселенность: экологические и поведенческие следствия. Загрязнение окружающей среды человеком. Проблемы цивилизованного образа жизни.
ТЕМА 5. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ: Феномен пола. Воспроизводство. Физиологические аспекты. Вынашивание плода. Процессы развития. Забота о потомстве. Отношение к детям. Стратегии детства. Стратегии взрослости. Феномен старения. Факторы продления жизни.
ТЕМА 6. АНТРОПОСФЕРА: Антропологический покров. Элементы демографии и социологии. Расселение людей по ойкумене. Мигрантность. Роль технологического прогресса в формировании антропосферы. Возникновение ноосферы. Агрессия, каннибализм и воинственность у человека. Влияние военного прогресса на развитие техносферы. Подавление агрессии и гуманизация мышления. Стратегии взаимодействия человека и биосферы. Экологизация сознания. Использование биотехнологий на человеческий организм (плюсы и минусы). Возможные сценарии будущего для антропосферы.