Описание:
Основная цель семинара – обучить студентов принципам анализа семантики слова, взятого в статике (в системе языка на определенном синхронном срезе) и в динамике (в речи). Исследование соотношения значения слова в языке и тех смыслов, которыми оно обрастает в речи, представляет собой одну из важнейших филологических задач. За словом в речи стоят те свойства обозначаемого конкретного предмета или абстрактной идеи, которые являются значимыми для говорящего и которые направляют сочетаемость слова. Особое значение имеет изучение сочетаемости ключевых слов культуры (а это, как правило, абстрактные существительные) в текстах разных жанров. Исследование их сочетаемости (несвободной связанной) позволяет строить концептуальную модель ключевых слов, которая открывает путь к моделированию как языковой картины мира, так и картины мира говорящего. Особое значение приобретает такой инструмент изучения слова, как психолингвистический (ассоциативный) эксперимент, который позволяет моделировать восприятие и его фонетического облика («фонетического значения»), и смысла. Кроме того, ассоциативный эксперимент позволяет выявить те частотные ассоциативные смыслы, которые присущи слову в разных сферах современной русской культуры.