Описание:АННОТАЦИЯ
Программа курса сформирована на базе переработанных и дополненных программ двух МФК «Экономика-XXI: мифы и реалии (демифологизация экономики XXI века)» и «Новое качество экономики: индустрия, цифра, креативность», прочитанных авторами в осеннем и весеннем семестрах 2017-2018 уч. года, и встретивших значительный интерес со стороны слушателей. За период, прошедший с момента прочтения прежних курсов, проблематика цифровизации экономики вышла в число лидирующих тем в дискурсе экономистов и экономполитиков. Назовем лишь некоторые факты, подтверждающие актуальность проблемы цифровизации: с января 2018 г. утверждены планы мероприятий и начата реализация программы «Цифровая экономика Российской Федерации», в мае 2018 года указом Президента создано Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, с декабря 2017 г. на экономическом факультете МГУ функционирует регулярный научный семинар по исследованиям цифровой экономики, на котором организуются дискуссии ведущих российских и международных экспертов по различным аспектам цифровизации.
В связи с этими тенденциями авторы сочли целесообразным в новом курсе сделать акцент на социально-экономических причинах, механизмах, текущих и прогнозируемых последствиях цифровизации как феномена, затрагивающего многие стороны социально-экономической жизни общества.
Акценты на цифровизации проявляются в настоящем курсе, во-первых, в добавлении новых тем к тем ключевым темам, которые были ориентированы на раскрытие основных этапов развития и характерных черт экономики конца XX-начала XXI вв., во-вторых, при рассмотрении каждой темы курса, в т.ч. тех, в которых напрямую понятия «цифровизация» не встречается, учитывается влияние тенденций в сфере цифровизации на развитие основных процессов.
ОТЛИЧИЕ НАСТОЯЩЕГО КУРСА ОТ ДРУГИХ КУРСОВ ПО ПРОБЛЕМАМ ЦИФРОВИЗАЦИИ состоит в том, что цифровизация рассматривается в нем преимущественно не с позиций бизнеса, а с точки зрения ее места в эволюции современного капитализма, с точки зрения ее социально-экономических причин и последствий для общества в целом.
Курс дает вводное представление о перспективах радикальной трансформации экономики под влиянием технологического прогресса, прогресса информационных технологий, нанотехнологий, развития индустрии 4.0 и интернета вещей. Авторы курса делают акцент на характеристике системы отношений и институтов, обеспечивающих прогресс экономики, основанной на знаниях, креативном труде и приоритетном развитии высоких технологий. Также уделяется внимание вопросам социально-экономических условий и последствий этих процессов, вопросу о соотношении рыночных институтов и механизмов общественного регулирования и стимулирования развития науки, образования, высоких технологий.
Курс акцентирует внимание на тех трансформациях, которые претерпевает современная экономика, на ее реальных противоречиях и проблемах. Авторы курса уделяют особое внимание дискуссиям, аргументам и контраргументам ведущих ученых и эконом-политиков по рассматриваемым в курсе проблемам. Проблемы, поставленные в курсе, рассматриваются в масштабах развития мировой экономики, с последующей характеристикой того, как общемировые тенденции проявляются в развитии России.
Задача курса – раскрыть основные характеристики и помочь понять закономерности социально-экономического устройства современного мира, связанные с развитием технологий и повышением роли креативного труда, разобраться в особенностях становления цифровой экономики на современном этапе развития.
Курс опирается на обобщение большого эмпирического материала, накопленного авторами в процессе чтения курсов «Экономические трансформации в современном мире», «Сравнительный анализ экономических систем», «Креативная экономика», лекционных курсов в университетах Кембриджа, Пекина, Массачусетса и мн. др.
Основой сдачи зачета является участие в интерактивных диалогах в течение семестра и/или подготовка реферата по одной из тем курса.
ОБЗОР ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА:
Курс раскрывает особенности трансформаций социально-экономических отношений сквозь призму развития индустрии (темы 2, 4 и 10), цифровых технологий (темы 5, 6 и 7)) и творческого труда (темы 3, 8 и 9). В рамках основных проблемных блоков курса рассматриваются следующие вопросы • Новое качество материального производства: Индустрия 4.0, умные фабрики, роботизация, интернет вещей • Постиндустриальная экономика и новая индустриализация • Креативная революция: новая роль творческого труда и дилеммы экономических трансформаций. • Digital economy: особенности и противоречия • Цифровая экономика и занятость: какие изменения влечет цифровая экономика для работников и работодателей? • Цифровая экономика в программах государственного развития • Экономика творческой деятельности. Понятие креатосферы, содержание творческого труда • Интеллектуальная частная собственность и собственность каждого на все, шеринговая экономика, креативный работник, интеллектуальный капитал, интеллектуальные активы • Творческий человек (homo creator): ценности и мотивы. Особенности управления в креативной корпорации • Экономика нанотехнологий. Перспективы радикальной трансформации экономики под влиянием нанотехнологий
ОБЗОР ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА:
В рамках деловых игр курс предусматривает обсуждение ряда актуальных проблем и выработку навыков аргументации своей позиции. Проблемы, которые планируется обсудить в рамках деловых игр:
• Индустрия 4.0, умные фабрики, роботизация, интернет вещей, «четвертая промышленная революция»: перспективы развития и последствия для социально-экономической жизни.
• Креативная революция: трансформация экономических отношений под влиянием прогресса творческой деятельности.
• Digital economy: особенности и противоречия.