Описание:Курс лекций «Мультимедийные образовательные технологии» (28 акад. час лекций и 6 ак.час семинаров) основателя и научного руководителя учебно-научной межкафедральной лаборатории Мультимедийных технологий Биологического факультета МГУ, к.б.н. с.н.с. Ф.О.Каспаринского разработан для программы "Преподаватель" факультета Педагогического образования МГУ имени М.В.Ломоносова. Программа курса предусматривает проведение 6 часов семинарских занятий. Наглядные материалы курса и тестовые задания по всем темам лекций опубликованы на сайте videomethod.pro. Форма отчетности: зачёт (в устной форме или дистанционно по результатам итогового тестирования на сайте videomethod.pro). Часть материалов лекций используется на курсах повышения квалификации учителей биологии, организованных МИОО на Биологическом факультете МГУ.
План курса "Мультимедийные образовательные технологии"
1. Медиаресурсы в образовательном процессе: от создания до распространения
1.1. Информационные ресурсы, медиаресурсы и мультимедийные произведения
1.2. Образовательные и развлекательные информационные ресурсы
1.3. Целесообразность использования мультимедийных ресурсов в сфере науки и образования
1.4. Авторские и смежные права в отношении медиаресурсов и мультимедийных произведений
1.5. Источники компонентов образовательных мультимедийных ресурсов
1.6. Создатели образовательных медиаресурсов
1.7. Универсальность исходных медиаресурсов
1.8. Аппаратные средства производства медиаресурсов
1.9. Программные средства производства медиаресурсов
1.10. Интеграция медиаресурсов в мультимедийные произведения
1.11. Интерактивность образовательных мультимедийных произведений
1.12. Адресная адаптация мультимедийных произведений
1.13. Принципы рациональной каталогизации и хранения
1.14. Тиражирование и распространение мультимедийных произведений
1.15. Мультимедийные технологии как перспективная научная специальность
2. Инструментарий для получения и хранения данных, систематизации и преобразования медиаресурсов, обобщения информации и планирования действий
2.1. Энциклопедии как инструмент для хранения и обобщения информации
2.2. Данные как зафиксированные неосмысленные сведения
2.2.1. Инструментарий для работы с данными
2.2.2. Инструментарий для хранения данных
2.3. Информация как результат осознания и осмысления данных
2.4. Медиаресурсы как информация, специализированная для формы представления
2.4.1. Систематизация медиаресурсов
2.4.2. Преобразование медиаресурсов
2.5. Обобщение информации
2.6. Планирование действий
2.6.1. Оперативное планирование
2.6.2. Тактическое планирование
2.6.3. Стратегическое планирование
3. Видеометод обучения: теория и практика
3.1. Учение, обучение и образование
3.2. Образование как деятельность: субъект, объект, средства, цели
3.3. Этапы работы с информацией: исторический прецедент
3.4. Основоположники научной педагогики
3.5. Законы усвоения информации
3.6. Педагогические методы
3.7. Видеометод обучения: особенности и предназначение
3.8. Теория поколений
3.9. Видеометод обучения: программно-аппаратные средства
3.10. Инструментарий информатизации: периодизация последних ароморфозов
3.11. Технологии, адаптированные для первичного преподнесения информации
3.12. Технологии, адаптированные для поиска, учёта и контроля работы с данными
3.13. Технологии, адаптированные для обобщения и систематизации
3.14. Утилитарные средства видеометода
4. Аудиовизуальные материалы как информационные образовательные ресурсы
4.1. Способы классификации образовательных медиаресурсов
4.2. Факторы, определяющие аттрактивность аудиовизуальных образовательных ресурсов
4.3. Слайдфильмы как образовательные медиаресурсы
4.3.1. Свойства слайдфильмов
4.3.2. Способы создания слайдфильмов
4.4. Образовательные аудиовизуальные материалы
4.4.1. Видеолекции
4.4.1.1. Основные стадии создания видеолекций
4.4.1.2. Получение медиаданных
4.4.1.3. Формирование мастер-копий
4.4.1.4. Пользовательские варианты видеолекций
4.4.2. Сетевые аудиовизуальные ресурсы
4.4.2.1. Основные модули медиапроигрывателей. Информационный и навигационный сервис
4.4.2.2. Факторы, определяющие распространенность сетевых образовательных медиаресурсов
5. Эволюция сетевых образовательных ресурсов и инструментов их администрирования
5.1. Биологическая и технологическая эволюция: аналогия процессов
5.2. Сайты без перспектив масштабирования
5.3. Сайты с горизонтальным масштабированием
5.3.1. Онтогенез "одноклеточного" сайта
5.3.2. Онтогенез "многоклеточного" сайта
5.4. Сайты с вертикальным масштабированием
5.4.1. Масштабирование вверх
5.4.2. Масштабирование вниз
5.5. Сайты с комбинированным масштабированием
5.6. Вымирание сайтов
5.7. Системы управления содержимым (CMS)
5.8. Системы управления обучением (LMS)
5.9. Адаптация сайта для образовательных целей
5.9.1. Контент-ориентированная реорганизация разделов сайта в соответствии с дидактическими целями
5.9.2. Использование инструментария CMS с функционалом социальных сетей для организации дистанционного обучения
5.10. Программные инструменты для создания содержимого, размещаемого на сайтах
6. Юридические аспекты создания и распространения образовательных ресурсов
6.1. Образовательные ресурсы как объекты философии и юриспруденции
6.1.1. Основные понятия
6.1.2. Цели использования образовательных ресурсов
6.1.3. Первоисточники образовательных ресурсов
6.1.4. Жизненный цикл образовательного ресурса
6.1.5. Организации по защите и управлению авторскими и смежными правами
6.2. Законы, регламентирующие авторское и смежное право
6.2.1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть IV)
6.2.2. Закон "Об обязательном экземпляре документов"
6.2.3. Закон "О средствах массовой информации"
6.3. Создание и использование образовательных ресурсов как деятельность
6.3.1. Набор кодов ОКВЭД для осуществления образовательной деятельности
6.3.2. Лицензирование
6.3.3. Аккредитация
6.3.4. Сертификация
6.3.5. Безопасность обработки персональных данных
6.3.6. Разграничение пользовательского доступа к информации