Описание: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени
М.В. Ломоносова»
Т.Н. Юдина
ЭКОНОМИКА
Для студентов естественных факультетов:
ВМК и физического
Учебное пособие:
Учебно-методический комплекс
Направления подготовки:
010400 - Прикладная математика и информатика ;
0
Интегрированный магистр
Профиль подготовки (общий)
_________________
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Москва
ТЕИС
2015
УДК
ББК
Ю
Юдина Т.Н.
Ю Экономика. Для студентов естественных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова: ВМК и физического. Учебное пособие: учебно-методический комплекс. – М.: ТЕИС, 2016.-
ISBN
Учебное пособие: УМК «Экономика для студентов естественных факультетов МГУ: ВМК и физического»
УДК
ББК
ISBN
Юдина Т.Н., 2015
Содержание
1. Цели и задачи освоения дисциплины С.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО С.
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины С.
4. Структура дисциплины (модуля) и ее место в учебном плане С.
4.1. Содержание разделов дисциплины С.
4.2. Структура дисциплины С.
4.3. Тематика эссе С.
4.4. Контрольные работы С.
4.5. Консультации С.
4.6. Интерактивные образовательные технологии,
используемые в аудиторных занятиях С.
Пятый семестр
5. Содержание дисциплины «Экономика». С.
5.1. Содержание лекций. С.
5.2. План практических занятий. С.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации самостоятельной работы студентов. С.
6.1. Контрольные работы. С.
7. Оценочные средства рубежного контроля С.
7.1. Теоретические вопросы. С.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение
дисциплины (модуля) С.
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) С.
Рецензенты: д.э.н., доц. Кононкова Н.П., к.э.н., доц. Гаврилова В.Е.
Рабочая программа дисциплины «Экономика» /Составитель д.э.н., доцент Юдина Т.Н. – Москва: ТЕИС, 2016.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Экономика» базовой части ЕН цикла студентам очной формы обучения по направлениям подготовки «010400.62 Прикладная математика и информатика» в 5 семестре. Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 г. № 712, а также образовательного стандарта МГУ «Интегрированный магистр» по направлению «010400.62 Прикладная математика и информатика».
Составитель:
Д.э.н., доцент Т.Н. Юдина
Одобрено на заседании Центра преподавания экономических дисциплин на естественных и гуманитарных факультетах экономического факультета ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
«14 » мая 2014 г.
Директор Центра преподавания экономических
дисциплин на естественных и гуманитарных
факультетах МГУ, д.э.н., доцент Кононкова
1. Цели освоения дисциплины
Цель курса Экономика – помочь студентам усвоить фундаментальные и прикладные экономические знания, продемонстрировать им, как они используются хозяйствующими субъектами в условиях экономического выбора; формирование и развитие у студентов научного экономического мышления, навыков хозяйственного поведения. Курс дает целостное представление об организации, функционировании и закономерностях, явлениях и процессах современной экономики как российской, так мировой и глобальной.
Задачи курса:
1) ввести в социо-культурно-экономический контекст будущую профессиональную деятельность студентов, обучающихся по специальности ИТ-информационные технологии;
2) обезпечить овладение студентами основными понятиями и терминами, социо-культурно-хозяйственными отношениями и институтами;
3) показать тенденции и проблемы современной российской, мировой и глобальной экономик;
4) развить критический способ мышления, способность анализировать различные подходы в процессе принятия хозяйственных решений;
5) позиционировать с практической и философско-хозяйственной точек зрения основные школы экономической мысли и науки, дискурсы, научно-исследовательские программы и парадигмы;
6) научить принимать самостоятельно эффективные и справедливые решения на основе анализа и оценки текущей и перспективной хозяйственно-экономической ситуации;
7) выявить специфику рынков всех экономических ресурсов, в особенности рынка инноваций, IT компаний, рынка труда специалистов в области IT технологий;
8) показать принципы, институты, инструменты, механизмы антикризисного государственного регулирования;
9) позиционировать государственные институционально-эволюционные, финансово-экономические инициативы и в целом роль государства в условиях макроэкономического неравновесия и на разных стадиях экономического роста и развития.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла. Содержание курса определяется образовательным стандартом МГУ высшего профессионального образования по направлению 010400 Прикладная математика и информатика (1 ступень бакалавриата двухуровневой программы интегрированный магистр непрерывной подготовки).
Курс Экономика входит в гуманитарный цикл ООП бакалавриата и связан как с гуманитарными дисциплинами, так и с общей концепцией естествознания в контексте «Современного естествознания» и Информатики, что обеспечивает подготовку всесторонне эрудированного выпускника университета. Изучение опирается на курс философии и курсы социально-гуманитарного цикла: социологию, политологию, историю, правоведение.
Освоение данной дисциплины (модуля) необходимо для выработки современного экономического мышления у студента, ведущей к формированию личных принципов хозяйственной этики и самостоятельного экономического поведения в его будущей деятельности.
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины. Компетенции обучаемого, формируемые в результате освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:
a) общекультурных (ОК): понимать смысл и природу социо-культурно-экономических концепций, их включенность в социо-культурно-хозяйственный контекст, уметь проводить сравнительный анализ экономических позиций, уметь выявлять экономические основания принимаемых решений и свершаемых действий агентами разного уровня, формулировать персональные экономические принципы, осуществлять хозяйственный анализ проблемных ситуаций.
b) профессиональных (ПК): уметь выявлять роль и место экономических принципов и научных знаний по Экономике в своей личной творческой деятельности, в функционировании ИТ-компаний, в ситуации формирования сетевого, информационного общества, в глобальных информационных процессах, вырабатывать личную привычку сознательно следовать экономическим принципам, выявлять и развивать их, способность к организации взаимодействия общественных и предпринимательских структур с федеральными, региональными органами власти и местного самоуправления.
c) В результате освоения дисциплины студент должен:
знать – роль экономики в развитии общества, основные концепции, принципы, понятия, отношения, институты, инструменты и механизмы современного научного экономического знания как стратегического ресурса развития общества; закономерности развития национальной экономики, мирового хозяйства и основные формы международных экономических отношений, организационно - правовые формы предпринимательства, рынки факторов производства и факторные доходы, процесс ценообразования, риски и неопределенность, основные макроэкономические показатели и диспропорции, формы и методы государственного регулирования экономики, основные формы международных экономических отношений;
уметь применять на практике основные принципы и методы экономического анализа в конкретных проблемных ситуациях для принятия оптимального хозяйственного решения, а также логично излагать материал, самостоятельно изучать научную экономическую литературу, свободно оперировать экономическими категориями и понятиями, анализировать хозяйственно-экономические процессы и явления национальной, мировой и глобальной экономик;
понимать и применять на практике нормы и правила профессионального экономического поведения;
владеть общими навыками экономического анализа; теорией и практикой базовых экономических исследований; механизмами, инструментами, понятиями и институтами для анализа хозяйственного положения экономического субъекта и в целом живого хозяйственного организма на всех его уровнях; методологией и методикой применения основных микро- и макроэкономических показателей для анализа хозяйственно-экономического поведения экономического субъекта; пониманием значения экономики в исторической, культурно-цивилизационной, правовой и социальной жизни общества.
4.Структура дисциплины (модуля) и ее место в учебном плане
«Экономика» – базовый (обязательный) курс для студентов 3 курса, читается в 5 семестре (Гуманитарный цикл).
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (144 часа). Лекции – 36 часов, семинары – 36 часов, самостоятельная работа студентов – 72 часа, экзамен в 5 семестре.
4.1. Содержание разделов дисциплины:
I - Общие проблемы экономического развития; II – Микроэкономика; III – Макроэкономика; IV- Мегаэкономика и глобализация.
4.2. Структура дисциплины.
Тематический план курса
N Название темы Аудиторные занятия Самостоятельная работа студента
лекции семинары
1. Предмет, функции и методы экономики 2 2 4
2. Сравнительный анализ социально-экономических систем 2 2 4
3. Основные принципы функционирования рыночной экономики 2 2 4
4 Основы рыночной теории спроса и предложения 2 2 4
5 Предпринимательство и фирма 4 4 8
6 Издержки и доходы предпринимательской деятельности 2 2 4
7.
8. Рынки факторов производства и факторные доходы
Информация, неопределенность и риски 2
2 2
2 4
4
9. Национальная экономика как объект макроэкономического анализа 4 4 8
10. Цикличность развития рыночной экономики, макроэкономическая стабильность и нестабильность 4 4 8
11. Государственное регулирование смешанной экономики 4 4 8
12. Особенности национального воспроизводства 2 2 4
13. Мировое хозяйство и глобализация общественного развития 4 4 8
Итого: 36 36 72
Всего (часы): 144
4.3.Тематика эссе.
1.Рыночная экономика как самоорганизующаяся система: миф или реальность.
2.Экономика – это организм, механизм или единство организма и механизма.
3.Сравните ценность, которую представляет для потребителя - «чайника» и IT профессионала, а также для национального государства операционная система Windows и Linux/Unix.
4.Назад в будущее: как соотносятся аристотелевские понятия: ойкономикос (домострой) как общественно полезное хозяйство и хрематистика как наука о делании денег – и современная экономика. Насколько актуально разобраться в XXI в. именно в этих понятиях?
5.Почему Россия не Америка: особенности экономического мышления и менталитета как системы ценностей.
6.Что представляет собой информационно-сетевая экономика?
7.Огромные природные ресурсы России – это ее «ресурсное проклятие» или общественное благо.
8.Цель производства: ломоносовское «сохранение и размножение российского народа» или рост ВВП.
9.Шансы России « нырнуть» в VI технологическую волну.
10.Почему Россия не продает свои природные ресурсы за рубли?
11.Будет ли Россия производить гаджеты?
12.Прокомментируйте слова Ф.М. Достоевского: «Своей последней мысли русский человек машине не отдаст».
13.Китайская мечта и «великое возрождение» Поднебесной.
14.Новая индустриализация в России. Деиндустриализация и реиндустриализация.
15.Государственный неодирижизм и стратегическое планирование инновационного развития национальной экономики.
16.Честность как фактор производства.
17. Насколько актуально и значимо в XXI в. учение о невещественном богатстве – правде первого экономиста в мире И.Т. Посошкова.
18.Д. Норт: институты имеют значение.
19.Влияние культуры на модернизацию страны и долгосрочные экономические процессы.
20. Перспективы Сколково стать инноградом.
21. Селиконовая долина в России: как сказку сделать былью.
22. Рынок инноваций в России.
23. Рынок труда специалистов в области информационных технологий в России и в мире.
24. Информация как фактор производства.
25. Интернет (сеть сетей) как мегаинститут.
26.Трансакционные издержки кибер- и хакерских атак.
27. Роль информационных войн в смене правительства как субъекта экономики и экономической политики.
28.Экономика русской цивилизации: общее и особенное.
29. «Утечка мозгов» из России.
30. Процессы виртуализации. Криптовалюта.
31.Виртуализация финансовых отношений.
32.Причины спекулятивных операций на финансовых рынках.
33.Экономическое стратегирование как сверхдолгосрочное планирование.
34.Необходим активный диалог государства и бизнеса.
35. Г.Н. Цаголов: почему все не так в России?
36.Причины финансово-экономического кризиса в России.
37.Значение экономических санкций для национального хозяйства России.
38. Современная экономическая система на примере любой национальной экономики.
39. Социалистическая рыночная экономика Китая.
40. Значение ставки рефинансирования и обменного (валютного) курса для национальной экономики.
4.4. Курсовой проект (курсовая работа, расчетно-графическое задание, реферат, контрольная работа)
Курсовая работа, рефераты не предусмотрены учебным планом.
Большая контрольная работа по микроэкономике на целую пару (задания этой контрольной работы, предусмотренной на целое семинарское занятие, обновляются ежегодно).
Контрольная работа по макроэкономике (задания этой контрольной работы, предусмотренной на половину семинарского занятия, обновляются также ежегодно).
4.5. Консультации
Лектор курса проводит групповые консультации (по 2 час. на каждую группу на потоке) по дисциплине в конце учебного семестра перед экзаменом, а также индивидуальные консультации иностранным студентам в течение семестра.
4.6. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
Проведение деловых игр, дискуссий в малых группах, дистанционных курсов, регулярных экспресс-опросов, кейс - стадиз, аналитических эссе. Используются информационные технологии в образовательном процессе при чтении лекций, проведении семинарских занятий в инновационно оборудованных аудиториях. Чтение каждой лекции сопровождается демонстрацией слайдов. Все учебно-методические материалы для прохождения дисциплины отражены на сайте в Интернете. Используется образовательная программа Moodle. Уже пять лет используется балльно-рейтинговая система.
5. Содержание дисциплины «Экономика» (5 семестр).
Каждую неделю читается одна лекция.
5.1 -5.2. Содержание лекций и семинарских занятий.
1. Предмет, функции и методы дисциплины экономика. Экономика как наука и как хозяйство. Ойкономикос (домострой) как общественно полезное хозяйство. Хрематистика как наука о делании денег. Современное понятие экономика, введенное в век Просвещения. Основные вопросы экономики. Базовые экономические понятия. Экономические блага. Ресурсы. Проблема выбора. Кривая производственных возможностей. Вмененные издержки (альтернативная стоимость, издержки упущенных возможностей). Основные экономические законы. Общественная сторона производства. Предмет экономической теории и ее функции. Рациональное экономическое поведение (рациональный выбор). Модели человека в экономике. История развития и основные направления развития современной экономической мысли и науки рыночной и нерыночной экономик. Методы экономического исследования. Нормативный и позитивный подход в экономической теории. Анализ и синтез. Научные абстракции. Индукция и дедукция. Роль математики в экономике. Функциональный метод экономического анализа. Моделирование. Стратегирование. Экономическое содержание собственности и ее формы. Институты. Трансформация отношений собственности в России в ходе рыночных реформ. Роль собственности в системе экономических отношений. Использование экономической теории в хозяйственной практике и экономической политике.
2. Сравнительный анализ экономический систем. Понятие социально-экономической системы. Экономическая система: организм или механизм.Конституирующая экономическая система. Формационный и цивилизационный подходы в исследовании социально-экономических систем. Ступени экономического развития. Способы координации действий экономических агентов: стихийный (спонтанный) порядок, иерархия, планирование. Традиционная, рыночная, командная экономики. Смешанная социально-экономическая система. Модели рыночной экономики. Многообразие моделей капитализма. «Развивающиеся рынки». Экономика русской цивилизации. Технологические уклады. V и VI технологические уклады. Вектор инноватизации. Влияние культуры на модернизацию и долгосрочные экономические процессы. Критерии эффективности и справедливости экономических систем.
3. Основные принципы функционирования рыночной экономики. Формы организации хозяйства: натуральное, товарное, плановое. Предпосылки и условия существования товарного хозяйства. Товар. Деньги. Электронные деньги. Виртуальные деньги. Криптовалюта. Деньги-власть. Сущность рыночной экономики. Условия и причины ее возникновения. Общественное разделение труда. Параметры функционирования. Основные субъекты рыночных отношений: домохозяйство, фирмы (бизнес), государство (правительство), внешний или иностранный сектор. Рынок: сущность, виды, функции. Теории ценообразования. Цена: сущность, виды и функции.
4. Основы рыночной теории спроса и предложения. Рыночный спрос. Величина спроса. Закон спроса. Неценовые факторы спроса. Эффекты Гиффена, Веблена, сноба. Ценовая эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Рыночное предложение. Величина предложения. Закон предложения. График предложения. Неценовые факторы предложения. Ценовая эластичность предложения. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночная конъюнктура. Рыночное равновесие. Равновесная цена. «Паутинообразная» модель цены. Вмененные цены. Влияние нерыночных факторов на рыночную ситуацию.
5. Предпринимательство и фирма. Предпринимательство и бизнес. Сущность, функции и виды предпринимательской деятельности. Государственное, частное и смешанное предпринимательство. Малые, средние и крупные предприятия (фирмы). Эффективность функционирования и развития предпринимательской деятельности. Фирма как основной производящий субъект. Фирма как производственная функция. Фирма как система контрактов. Сетевая фирма. Архитектура сетей. Организационно-правовые формы предприятий. Характеристика природы фирмы. Классификация фирм. Стартап. Венчурная фирма. IT предприятия. Модель фирмы в инновационной экономике.
6. Издержки и доходы в предпринимательской деятельности. Производственная функция. Доход фирмы. Издержки производства. Бухгалтерские и экономические издержки. Постоянные и переменные издержки. Средние и предельные издержки. Краткосрочный и долгосрочный периоды. Кривая средних издержек в долгосрочном периоде. Классификация дохода фирмы: общий, средний, предельный. Трактовки прибыли в экономической теории. Роль прибыли в предпринимательской деятельности. Прибыль бухгалтерская и экономическая. Предельная прибыль. Нормальная прибыль. Убытки и банкротство фирмы. Условия максимизации прибыли фирмой совершенным (несовершенным) конкурентом. Показатели эффективности деятельности фирмы.
7. Рынки факторов производства и факторные доходы. Сущность и особенности функционирования рынков факторов производства. Факторы производства: труд, физический капитал, природные ресурсы (земля, водные ресурсы, лесные массивы, природные ископаемые), предпринимательские способности, информация. институциональные факторы производства. Виды капитала. Реальный (физический) и финансовый капитал. Человеческий, нравственный, социальный капитал и их роль в современной экономике. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость факторов производства. Поведение предпринимателя на рынке ресурсов. Факторные доходы. Предельный продукт и предельная производительность фактора производства в физическом и денежном выражении. Правило минимизации издержек и условие максимизации прибыли фирмы при приобретении ресурсов. Рынок труда: его особенности и структура. Заработная плата. Рынок капитала. Инвестиции. Процент на капитал. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Рынок земли и его особенности. Земельная рента. Цена земли. Природные ресурсы. Природная рента. Дифференциация доходов. Коэффициент Джини. Кривая Лоренса. Децильный коэффициент.
8. Информация, неопределенность и риски. Неопределенность как характерная черта несовершенных рынков. Информация как условие принятия рациональных решений. Симметричная информация. Асимметричная информация и «интерналии». План, неопределенность и риски. Риск как особый вид издержек. Способы снижения риска. Спекуляции и их роль в рыночной экономике.
9. Национальная экономика как объект макроэкономического анализа. Предмет, методы и цели макроэкономики. Национальная экономика: понятие, структура. Соотношение социально-экономической системы и национальной экономики. Кругооборот потоков доходов и расходов в открытой экономике. Сущность и виды макроэкономических пропорций. Системы национальных счетов: принципы построения и элементы. Основное макроэкономическое тождество или тождество СНС. Основные макроэкономические показатели и методы их расчета. Валовой внутренний продукт как основной макроэкономический показатель. Три метода расчета ВВП. Общественное благосостояние как результат развития экономики. Национальное богатство. Качество жизни и уровень жизни. Чистое экономическое благосостояние. Индекс развития человеческого потенциал. Благосостояние в России. Теневая экономика.
10. Цикличность развития рыночной экономики, макроэкономическая стабильность и нестабильность. Цикличность как форма экономического движения и динамическая характеристика рыночной экономики. Причины цикличности развития рыночной экономики. Экономический цикл и его фазы. Экономические кризисы: виды и их роль в экономике. Модификация циклов и кризисов в современных условиях. Современный экономический кризис, его причины и особенности. Совокупный спрос и совокупное предложение. Национальный рынок. Теория, практика макроэкономического равновесия. Основные модели макроэкономического равновесия: марксистская, кейнсианская, монетаристская. Главная макроэкономическая модель - модель совокупного спроса и совокупного предложения AD-AS. Модель равновесия товарного и денежного рынков IS-LM. Макроэкономическая нестабильность и безработица. Причины безработицы. Информационные технологии и занятость.
11. Государственное регулирование смешанной экономики. Объективные основы и цели государственного регулирования экономики. Экономические функции государства и их эволюция. Провалы государства. Методы государственного регулирования экономики. Государственный (общественный) сектор в экономике. Общественные блага и их виды. Государственное предпринимательство. Пути возникновения государственной собственности. Меры государства по обеспечению полной занятости. Денежно-кредитная (монетарная) система. Финансы как кровеносная система экономики. Финансовые рынки и их виды. Фондовый рынок как один из сегментов финансового рынка. Государственные ценные бумаги. Виртуализация финансов. Пути роста уровня виртуализации финансов. Причины спекулятивных операций на финансовых рынках. Финансовые «пирамиды» и причины их возникновения. Современный финансовый кризис. Государственные меры по ослаблению и преодолению финансово-экономического кризиса. Денежно-кредитная политика, ее принципы, институты и инструменты. Особенности денежно-кредитной политики в России. Формы и методы государственного регулирования фондового рынка. Особенности становления, функционирования и государственного регулирования фондового рынка в России. Денежный рынок. Ставка процента. Инфляция и антиинфляционная политика. Особенности инфляции и антиинфляционной политики в России. Бюджетно-налоговая (фискальная) система. Ставка налога. Бюджетно-налоговая политика. Структура государственного бюджета. Внебюджетные фонды. Дефицит и профицит государственного бюджета. Государственный долг. Налоги, их виды и функции. Особенности бюджетно-налоговой политики в России. Антициклическая политика. Социальная политика. Социальная справедливость в условиях рынка. Социальные фонды в условиях рынка. Особенности социальной политики в России. Основные цели государственной экономической политики в России на современном этапе.
12. Особенности национального воспроизводства. Экономический потенциал Российской Федерации. Соотношение национального богатства и экономического потенциала. Сущность, виды и пропорции национального воспроизводства. Экономический рост как форма разрешения противоречий между производством и потреблением. Экономический рост и развитие. Типы и факторы экономического роста. Экономические основы оптимизации потребления и инвестиции. Необходимость перехода от сырьевой к инновационной экономике. Стратегическое планирование и стратегирование. Стратегия развития России до 2030 г. Проблемы экономического суверенитета и безопасности.
13. Мировое хозяйство и глобализация общественного развития. Международное разделение труда. Интернационализация производства. Международный рынок и мировое хозяйство. Глобализация как новый этап интернационализации мировой экономики и усиления взаимозависимости национальных экономик. Глобальные города и регионы-ворота. Глобальный рынок. Основные формы и этапы развития глобализации. Глобализация финансового рынка и синхронизация экономических циклов. Современные виды международных финансово-экономических отношений и их виртуализация. Развитие глобализационных процессов и либерализация международных экономических отношений. Торговый и платежный баланс. ТНК и ТНБ как субъекты международных экономических отношений. Международные финансовые центры. Эволюция международной валютной системы. Режим обменного (валютного) курса. Факторы валютного курса. Перспективы мировой денежной системы. Открытая экономика и проблема экономической безопасности. Россия в системе международного разделения труда. Всемирная Торговая Организация (ВТО) как институт мегаэкономики. Вступление России в ВТО и последствия. Проблемы регионализации.
5.2. Практические занятия.
Семинарские занятия предусмотрены учебным планом. Проводятся еженедельно в соответствии с содержанием дисциплины «Экономика» 5 семестр.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации самостоятельной работы студентов
№
п/п
Раздел
Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (в семестре)
Лекции. Семи-нары самостоят.
1 Предмет, функции и методы экономики 5 1 2 2 4 Экспресс-опрос-1, мини эссе
(2-я неделя)
2 Сравнительный анализ социально-экономических систем 5 2 2 2 4 Большое эссе ((дом.задание) (3-я неделя), экспресс-опрос-2
3 Основные принципы функционирования рыночной экономики
5 3 2 2 4 Экспресс-опрос-3;
открытый тест
(4-я неделя)
4 Основы рыночной теории спроса и предложения
5 4 2 2 4 Экспресс-опрос-4,
эссе
(5-я неделя)
5 Предпринимательство и фирма 5 5-6 4 4 8 Экспресс-опрос-5, эссе
(6 -я неделя)
6 Издержки и доходы предпринимательской деятельности
5 7 2 2 4 Экспресс - опрос-6
(7-я неделя)
7 Рынки факторов производства и факторные доходы
5 8 2 2 4 Экспресс-опрос-7, эссе (8-я неделя)
8 Информация, неопределенность и риски
5 9 2 2 4 Промежуточная аттестация
Большая
контрольная
работа по
микроэконо-
мике
(9-я неделя)
9 Национальная экономика как объект макроэкономического анализа
5 10-11 4 4 8 Экспресс -опрос-8, эссе
(11-я неделя)
10 Цикличность развития рыночной экономики, макроэкономическая стабильность и нестабильность
5 12-13 4 4 8 Ситуационный
анализ (кейс-1)
(13-я неделя)
11 Государственное регулирование смешанной экономики
5 14-15 4 4 8 Экспресс-опрос
-9, кейс-2
(15-я неделя)
12 Особенности национального воспроизводства
5 16 2 2 4 Экспресс - опрос-10
(16-я неделя)
13¬¬ Мировое хозяйство и глобализация общественного развития 5 17-18 4 4 8 Экспресс - опрос-11-12;
Контрольная
работа по
макроэкономике
6.1. Контрольные работы.
В течение семестра на семинарском занятии проводится одна большая контрольная работа по микроэкономике в форме текущей аттестации. В конце каждой лекции регулярно проводятся экспресс-опросы в форме открытого теста, мини эссе, задач по предыдущей теме, мини ситуационного анализа - кейсов, ответов на контрольные вопросы (5-10 мин.). Студенты дома пишут большое эссе на тему: «Современная экономическая система России (возможно, любой другой страны)».
7.Оценочные средства. Рубежный контроль.
Теоретические вопросы. Экзаменационные вопросы.Вопросы для зачета
1.Предмет, методы, функции Экономики
2.Экономические ресурсы и их классификация. Факторы производства
3.Экономические системы: сущность и виды (формационный и цивилизационный подходы). Технологические уклады
4.Натуральное и товарное хозяйство: условия и причины их существования
5.Сущность общественного воспроизводства. Простое, расширенное, суженное воспроизводство
6.Кривая производственных возможностей экономики
7.Понятие собственности: экономический и юридический аспекты. Собственность и имущество
8.Собственность: содержание, формы, реализация. Права собственности
9.Рынок, его механизм и функции. Позитивные и негативные стороны рыночного механизма
10.Рынок, виды рынков, их классификация
11.Рынок и его функции
12.Экономические интересы и механизм их реализации в рыночной экономике. А. Смит о «невидимой руке рынка»
13.Законы рынка
14.Закон спроса: содержание и механизм действия. Графическая интерпретация закона
15.Закон предложения: содержание и механизм действия. Графическая интерпретация
16.Рыночная цена равновесия. Условия образования избытка и дефицита товаров
17.Эластичность спроса
18.Эластичность предложения
19.Понятие издержек производства и их виды. Предельные издержки
20.Трансформационные и трансакционные издержки производства
21.Совокупный спрос и совокупное предложение
22.Конкуренция: сущность, формы, виды. Методы конкурентной борьбы
23.Особенности рынка совершенной конкуренции
24.Особенности рынков несовершенной конкуренции. Их основные модели
25.Особенности рынка монополистической конкуренции
26.Фирма как субъект и институт рыночной экономики
27.Рынок труда. Особенности ценообразования на рынке труда
28.Рынок капитала и его структура
29.Рынок природных ресурсов. Особенности ценообразования на рынке земли. Земельная рента. Природная рента
30.Рынок инноваций
31.Организационно-правовые формы предприятий. IT компания.
32.Капитал и процент. Рынок капитала
33.Предмет макроэкономики
34.Основные макроэкономические показатели, их колебания
35.Модель кругооборота ресурсов и доходов
36.Фиаско рынка и необходимость государственного регулирования
37.Роль государства в рыночной экономике
38.Цели и инструменты государственного регулирования экономики
39.Основные функции государства в рыночной экономике
40.Основные направления государственного регулирования экономики
41.Макроэкономическое равновесие. Модель AD-AS
42.Модель макроэкономического равновесия товарного и денежного рынков IS-LM
43.Марксистская модель макроэкономического равновесия
44.Цикличность как форма движения рыночной экономики
45.Длинные волны в экономике
46.Кризисы: сущность, виды, причины
47.Ключевые макроэкономические проблемы
48.Безработица: сущность, виды, причины
49.Сущность и функции денег. Электронные деньги
50.Банки: их виды и функции. Виды банковских операций. Центральный банк государства и его функции. Коммерческие банки
51.Обменный (валютный) курс: номинальный, реальный
52.Бюджетно-налоговая политика государства
53.Государственный бюджет и его структура. Бюджетная политика государства. 54.Проблемы регулирования государственного долга
55.Налоги, их классификация
56.Налоги: сущность, виды. Кривая Лаффера
57.Инфляция и ее социально-экономические последствия
58.Инфляция и антиинфляционная политика
59.Социальная политика государства
60.Факторы экономического роста. Типы экономического роста.
61.Национальная экономика и ее структура
62.Общая модель рыночной экономики и ее модификация в разных странах. 63.Национальные модели рыночной экономики
64.Система национальных счетов: принципы построения и элементы
65.Основные показатели национального производства
66.Разгосударствление и приватизация и их последствия для экономики России
67.Платежный баланс: основные статьи и структура
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
а) Основная литература
1. Конституция Российской Федерации. Текст и справочные материалы. М.: Эксмо, 2009.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. С изм. и доп. на 20 ноября 2013 г.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. В четырех частях. М.: ИНФРА-М, 2010.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Официальный текст
По состоянию на 10 июля 2013 г.). М., 2013.
5. Государственное регулирование экономики. Учебн. пособие/ Под ред. Мысляевой И.Н., Кононковой Н.П. М.: Изд-во МГУ, 2010.
6. Институциональная экономика: Новая институциональная экономическая теория: Учеб./Под общ. ред. А.А.Аузана. М.: ИНФРА-М, 2005.
7. Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Флинн Ш.М. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: ИНФРА-М, 2014.
8. Курс экономической теории: учебник /Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой, Киров: АСА, 2013.
9. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика. М.: Вильямс, 2008.
10. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: учебник. М.: ИНФРА-М, 2013.
б) Дополнительная литература
1. Бернанке Б., Фрэнк Р. Экономикс. СПб: Питер, 2012.
2. Макроэкономика: учебник. М.: Издательство Юрайт, 2013.
3. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика, 2010.
4. Катасонов В.Ю. Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации». М.: Институт русской цивилизации, 2015.
5. Киселева Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. М.: КноРус, 2009.
6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.: Норма, ИНФРА-М, 2014.
7. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М: Дело, 2008.
8. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория. Учебник. М.: Рид Групп, 2011.
9. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика. М.: КноРус, 2010.
10. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1992.
11. Хейне П., Боутке П., Причитко Д. Экономический образ мышления. М.: Вильямс, 2007.
12. Юдина Т.Н. Новый Домострой. Конституирующая перспективная универсальная экономическая система России. М.: ТЕИС, 2015.
13. Янг Ф., МакОли Дж. Экономика для топ-менеджеров. Бизнес-курс МВА. М.: Омега-Л, 2008.
в) Интернет-ресурсы:
Агенство Экономика и жизнь – www.akdi.ru
Банки и деловой мир – www.bdm.ru
Всемирный банк- www.worldbank.ru
Правительство РФ – www.government.ru
Министерство экономического развития РФ – www.economy.gov.ru
Президент России – www.kremlin.ru
Центральный банк РФ – www.cbr.ru
Министерство финансов РФ – www.minfin.ru
Федеральная служба государственной статистики – www.gks.ru
Федеральная антимонопольная служба – www.fas.gov.ru
Рейтинговое агентство «Интерфакс» - www.interfax.ru
Информационное агентство “РосБизнесКонсалтинг” (РБК) –www. rbc.ru
Еженедельник «Эксперт» - www.expert.ru
Также студентам предлагается искать дополнительную информацию на сайтах, посвященных инновационной экономике, предполагается изучение современных различных ИТ-компаний.
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля). Наличие рекомендованной экономической литературы в библиотеках МГУ, Интернете.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, ОС МГУ «Прикладная математика и информатика», с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы (ПрООП) по направлению 010400 «Прикладная математика и информатика», бакалавриат.