Описание:Цель освоения дисциплины:
сформировать у аспирантов целостное представление и понимание современной научной и философской картины мира с учетом концептуализации проблематики «неопределенности знания».
Введение
«Неопределенность» как междисциплинарный феномен. Проблема неопределённости в структуре философского знания.
Раздел I. Неопределенность в истории философии
«Неопределенность» в философии Древней Греции. «Апейрон» Анаксимандра как неопределенная, хаотичная субстанция; бытийная неопределенность Платона через категории "меон" и "укон"; небытие, "гиле" Аристотеля, «неопределенность» как ограниченность предикатов сущего. «Неопределенность» как элемент познания в философии Нового времени. Онтологическая неопределенность Cogito. Неопределенность индуктивного заключения в философии Ф. Бэкона. Неопределенность источника наших впечатлений, скрытая противоположность (contrariety) причин и неопределенность Д. Юма. «Неопределенность» в русской философии: хаос В. Соловьева, "непостижимая" с неопределимостью природа Абсолюта С. Франка, П. Флоренского, Н. Лосского. «Неопределенность» в философии ХХ века.
Раздел III. Неопределенность знания в науке.
Соотношение определенности и неопределенности в классической механике. Становление теории вероятности в работах: Б. Паскаля, П. Ферма, Г. Лейбница, П. Лапласа, Я. Бернулли, Л. Эйлера, К. Гаусса. Введение неопределенности в описание некоторых типов движения физических систем у Дж. Максвелла и Л. Больцмана. Неопределенность как доминанта постнеклассической научной парадигмы. Неопределенность в квантовой механике. «Суммирование по путям». Принцип Гейзенберга и принцип дополнительности. Теория самоорганизации И. Пригожина. Феномен неопределенности в поле постнеклассических наук: Г. Хакен, М. Эйген, И. Стенгрес, В.С. Степин, В.И. Аршинов.
Принцип неопределенности в психологии. Принятие неопределенности как антитеза монизму и редукционизму в психологии.
Заключение.