Описание:Цель: формирование знаний по теории, методологии и практике психологии здоровья; о возможностях психологии здоровья в области укрепления и охраны здоровья, повышения индивидуальной и общественной ценности здоровья; в гармонизации психического развития; в повышении адаптивных ресурсов человека; в формировании здорового образа жизни; в решении задач профилактики, реабилитации и реадаптации, у студентов, обучающихся по специализации "Психология спорта"
Задачи:
1. Ознакомление с предметной областью, методологическими основами, теоретическими проблемами и практическими задачами психологии здоровья; историей становления психологии здоровья как научного направления и раздела клинической психологии.
2. Ознакомление с существующими в системе научного знания представлениями о здоровье и болезни и теоретическими моделями здоровья и болезни.
3. Формирование знаний о здоровье как самостоятельной онтологической сущности; динамическом состоянии, имеющем системное строение и многофакторную детерминацию.
4. Ознакомление с основными положениями общей теории систем в применении к пониманию понятия «здоровье». Формирование знаний о физическом, психическом и психологическом, социальном здоровье.
5. Формирование знаний о внутренней картине здоровья и о работе с внутренней картиной здоровья в контексте решения теоретических и практических задач психологии здоровья.
6. Ознакомление с основными направлениями деятельности спортивного психолога в области психологии здоровья: при решении задач повышения индивидуальной и общественной ценности здоровья; укрепления и охраны здоровья; в формировании здорового образа жизни; в повышении адаптивных ресурсов человека; при оценке копинг-ресурсов и копинг-стратегий; при решении задач профилактики, реабилитации и реадаптации.
7. Формирование знаний по проблеме профессионального здоровья в работе спортивного психолога.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Психология здоровья» относится к вариативной части учебных дисциплин. Освоение специальной дисциплины «Психология здоровья» должно опираться на знания, умения и компетенции, приобретенные в процессе изучения курсов «Общая психология», «Клиническая психология», «Психиатрия», «Нейропсихология», «Патопсихология».
Курс читается в 9 семестре. Курс способствует систематизации знаний, полученных студентами в рамках курсов специализации "Психология спорта" по рассматриваемым проблемам.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Изучение дисциплины «Психология здоровья» направлено на формирование следующих компетенций: ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-9, ПК-10, ПК-13, ПК-14, ПК-20, ПК-23.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
• Основные понятия и предметную область психологии здоровья, ее методологические основы, теоретические проблемы и прикладные задачи; значение для развития различных отраслей психологической науки и смежных областей научного знания, в том числе - психологии спорта.
• Историю развития психологии здоровья в России и за рубежом.
• Существующие в системе научного знания представления о здоровье и болезни; теоретические модели здоровья и болезни.
• Основные положения общей теории систем в применении к пониманию понятия «здоровье».
• Общие представления о физическом, психическом и психологическом, социальном здоровье и факторах их детерминации.
• Теоретико-методологические подходы к изучению внутренней картины здоровья; существующие в научном знании представления о структуре внутренней картины здоровья и подходы к работе с внутренней картиной здоровья в контексте решения теоретических и практических задач психологии здоровья.
• Основные направления деятельности спортивного психолога в области психологии здоровья: решение задач повышения индивидуальной и общественной ценности здоровья, укрепления и охраны здоровья; формирование здорового образа жизни; повышение адаптивных ресурсов человека; оценка копинг-ресурсов и копинг-стратегий; решение задач профилактики, реабилитации и реадаптации.
• Основные аспекты проблемы профессионального здоровья в работе спортивного психолога; основные признаки, предпосылки возникновения, последствия, методы предупреждения, способы преодоления «синдрома эмоционального выгорания».
Уметь:
• Применять знания, полученные при освоении различных психологических дисциплин, для решения теоретических проблем и практических задач психологии здоровья.
• Применять все знания, умения и навыки, сформированные при изучении дисциплины «Психологии здоровья», для решения конкретных прикладных задач психологии здоровья при работе с различными группами населения, с учетом возрастной, социальной, профессиональной и нозологической специфики.
• Применять принципы системного подхода и синдромного анализа при решении практических задач психологии здоровья.
• Разрабатывать психологически обоснованные программы укрепления и охраны здоровья, формирования здорового образа жизни, повышения адаптивных ресурсов человека; профилактические и реабилитационные программы.
• Применять знания, полученные в ходе изучения психологии здоровья, для решения научных и практических задач в других областях психологической науки.
Владеть:
• Представлениями о методологических основах, теоретических проблемах и прикладных задачах психологии здоровья.
• Приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами критического анализа научной информации по проблемам психологии здоровья.
• Основными представлениями о методологии планирования, проведения и обработки результатов психологического исследования при решении задач формирования здорового образа жизни, повышения адаптивных ресурсов человека, профилактики и реабилитации, при работе с различными группами населения, с учетом возрастной, социальной, профессиональной и нозологической специфики.
• Навыками построения психологически обоснованных программ в области укрепления и охраны здоровья, формирования здорового образа жизни, повышения адаптивных ресурсов человека; при решении задач профилактики и реабилитации.
• Основными представлениями о методологии и технологии различных видов психологического вмешательства в области психологии здоровья (психологическое консультирование, индивидуальная, групповая, семейная психотерапия) при решении задач профилактики, реабилитации и реадаптации в работе спортивного психолога.