Описание:Цель курса
Ознакомление студентов с основными теоретико-методологическими и научно-практическими аспектами исследования проблемы стресса в контексте клинико-психологической проблематики. Обучение студентов основам практической работы с ли-цами, имеющими травматический опыт.
Задачи курса
1. Познакомить студентов с основными теоретико-методологическими и научно-практическими аспектами исследования проблемы стресса и психической травмы.
2. Аргументировать целесообразность выделения категории «психическое состояние» в качестве предмета клинико-психологического исследования психологических особен-ностей лиц, имеющих опыт переживания стрессовых ситуаций. Показать необходи-мость следования требованиям системного подхода при описании и исследовании пси-хических состояний.
3. Обозначить подходы к выделению психологических механизмов симптомообразова-ния у лиц, имеющих опыт переживания стрессовых событий.
4. Ознакомить студентов с основными подходами к психологической диагностике психических состояний лиц, переживших стрессовые события. Научить студентов планировать самостоятельные диагностические исследования в данной области.
5. Ознакомить студентов с основными принципами и подходами к оказанию психологи-ческой помощи людям, имеющим травматический опыт.
6. Обозначить зоны «профессионального риска» специалистов при оказании психологи-ческой помощи людям, имеющим травматический опыт.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника.
Курс способствует систематизации знаний, полученных студентами в рамках кур-сов специальности «Клиническая психология» по проблемам психологии стресса и соот-несения их со знаниями, накопленными в психоанализе и когнитивной психологии в контексте изучения психической травмы. В рамках курса студенты получают представление о специфике психологической работы (в области психодиагностики и психологии воздействия) с лицами, имеющими травматический опыт.
Курс должен читаться на заключительном году обучения студентов, в 9 семестре.
Требования к уровню освоения содержания курса.
В результате освоения курса студенты должны обладать знаниями по теоретико-методологическим и научно-практическим аспектам исследования проблемы стресса и психической травмы.
У студентов должны быть выработаны навыки планирования самостоятельных ди-агностических исследований в данной области. Студенты должны уметь составлять обос-нованный план проведения психодиагностики психического состояния лиц, имеющих опыт переживания стрессовых, в том числе травматических, событий, и аргументировать стратегию оказания психологической помощи им.
II. Содержание лекционного курса.
Раздел 1. Общие представления о проблеме стресса в научном знании.
Тема 1. Методологические проблемы изучения стресса в системе научного знания.
Понятие стресса и понятие психической травмы. Многозначность определений, феноменологических описаний и теоретико-методологических подходов к исследованию как отражение сложности проблемы. Необходимость изучения проблемы стресса в кон-тексте клинико-психологических исследований. Значение клинико-психологических ис-следований проблемы стресса и психической травмы для теории и практики общей психологии.
Тема 2. Общие представления о стрессе как комплексном психофизиологическом явлении.
Термин «стресс» и многозначность его определений: стресс как событие, стресс как реакция, стресс как промежуточная переменная, стресс как трансактный процесс и др. Признаки стресса, стадии его развития. Виды стресса. Традиции исследования стресса в физиологии и психологии. Различные теоретические модели возникновения и изучения стресса (Г. Селье, Р. Лазарус, С. Фолкман, Т. Кокс, Л. Леви, А. Каган, Дж. Эверли, Р. Ро-зенфельд, К.В. Судаков и др.). Патофизиологические механизмы возникновения и разви-тия стресса: нейронные, вегетативные, нейрогуморальные. Концепции «психосоматиче-ского балансирования» («взаимных замещений невротических и соматических симпто-мов») M. Schur, A. Mitcherlich, их оценка. Роль состояний «отказа», «ухода», «капитуля-ции» в возникновении психических и соматических дисфункций, их феноменологическое сходство с фазами резистентности и истощения по Г. Селье. Психологические предикторы возникновения этих состояний. Реализация требований системного подхода к изучению стресса.
Тема 3. Понятие психической травмы и традиции ее исследования.
Термин «психическая травма» и многозначность его определений. История поня-тия, методологические подходы к исследованию. Традиции исследования психической травмы в психоанализе и когнитивной психологии.
Представления о психической травме в концепциях З. Фрейда и К. Юнга. Понятия «инфантильной психической травмы» и «психической травмы взрослых» (Г. Кристел). Концепция «кумулятивной травмы» М. Хана. Трехкомпонентная концепция психической травмы М. Балинта.
Представление о психической травме как разрушении базовых схем и базовых убеждений. Концепция психической травмы Р. Яновой-Балмен.
Представление о психической травме как проявлении и следствии утраты смыслов (В. Франкл, И. Ялом).
Интегративная концепция психической травмы П. Левина.
Тема 4. Методологические принципы исследования проблемы стресса и психиче-ской травмы в клинической психологии.
Принцип развития и принцип системности как необходимые методологические принципы клинико-психологического исследования проблемы стресса и психической травмы. Необходимость соблюдения данных принципов:
для описания психологических особенностей людей, имеющих опыт пережи-вания разнообразных стрессовых событий;
для получения представлений о факторах, влияющих на успешность преодоле-ния травматических переживаний и стрессовых ситуаций;
для получения представлений о психологических механизмах симптомообра-зования у лиц, имеющих опыт переживания стрессовых событий;
для аргументации подходов к психологической диагностике и оказанию пси-хологической помощи.
Тема 5. Представление о психических состояниях как предметной области клини-ко-психологических исследований проблемы стресса.
Аргументация использования категории «психические состояния» в качестве предмета клинико-психологического исследования психологических особенностей лиц, переживших стрессовые события.
Общие представления о психических состояниях как классе психических явлений.
Сущность и функции психических состояний.
Реализация требований системного подхода к описанию и исследованию психиче-ских состояний.
Понятие «характеристики психических состояний». Выделение объективных и субъективных; общих, индивидуальных и особенных характеристик. Представление о временных, пространственных, структурных и функциональных характеристиках психи-ческих состояний.
Понятие «структурные уровни состояний». Выделение и описание социально-психологического, психологического, психофизиологического и физиологического уров-ней психических состояний.
Роль личностного смысла в детерминации психических состояний.
Проблемы систематизации и классификации психических состояний. Проблемы психологической диагностики психических состояний.
Структурный анализ стресса как сложного, многокомпонентного психического со-стояния.
Раздел 2. Основные психологические феномены стресса.
Тема 6. Понятие стрессовых событий (стрессоров).
Неоднозначность определения понятия. Попытки классификации стрессоров (на основании критериев негативной значимости, длительности и времени, необходимого на адаптацию). Выделение критических жизненных событий, травматических событий, по-вседневных стрессоров, хронических стрессоров в качестве основных классов стрессовых событий.
Понятие «критические события». Типы критических событий. Понятие норматив-ных и ненормативных, позитивных и негативных, зависимых и независимых критических событий. Параметры событий, выделяемые в качестве значимых при оценке влияния на самочувствие и здоровье человека. Действующие стрессоры и психические расстройства. Представление о стрессоре как детерминанте, кодетерминанте, модераторе, триггерном событии. Возможность протективного смысла стрессового события.
Понятия «травматическое событие» и «травматический стресс». Определения по-нятий, неоднозначность понимания и интерпретации.
Общие представления о травматических событиях как специфическом классе кри-тических событий, обладающих такими характеристиками, как нежелательность, высокая интенсивность, внезапность, непредсказуемость, низкая контролируемость. Это события, которые представляют серьезную угрозу жизни, превышают возможности совладания, требуют мощных затрат для адаптации, затрагивают ценностно-смысловые структуры личности. Существующие классификации травматических событий.
Понятие «повседневные перегрузки». Неоднозначность определения понятия и трудности классификаций. Повседневные перегрузки как события, непосредственно воз-действующие на самочувствие, соматические и психические функции, и как события, усиливающие действие более тяжелых стрессоров.
Понятие «хронические перегрузки». Представление о хронических перегрузках как многократно повторяющихся испытаниях или как длительных следствиях дискретных событий.
Тема 7. Факторы, влияющие на стрессовое переживание.
Роль индивидуально-типологических и личностных особенностей субъекта.
Роль эмоциональности и особенностей темперамента в процессе стрессоустойчивости.
Представление о личностной зрелости, развитой системе личностных смыслов и рефлексии, самоэффективности как предикторах способности принять вызов и выносли-вости. Роль механизмов интрапсихической защиты в этом процессе. Избегание, дистанцирование, с одной стороны, а также внимание, с тенденцией к контролю, с другой, как основные формы защиты от страха (Эриксон,1951; Миллер, 1987; Кроне, 1996). Значение таких форм интрапсихической защиты, как вытеснение, отрицание, диссоциация, интеллектуализация, подавление и сенситизация, в этой связи. Разная адаптивность выявленных тенденций в зависимости от типа ситуации.
Роль когнитивной оценки угрозы и стилей совладания (coping strategies).
Традиционное представление о совладании (сoping) как адаптивном поведении.
Основные положения когнитивно-феноменологического подхода Р. Лазаруса: а) представление о стрессовой реакции как результате отношения между особенностями вы-двинутого требования и имеющимися у человека ресурсами; б) представление о совлада-нии (сoping) как процессе, который начинается когнитивной оценкой угрозы и через стрессовые эмоции приводит к адаптивным реакциям. Значение оценок разного уровня. Классификации типов совладающего поведения (Р. Лазарус, 1966, 1991; Р. Лазарус, С. Фолкман, 1984; Н. Хаан, 1977; С. Холахан и др., 1996 и др.). Понятие индивидуального и диадического копинга. Представление об адекватном и неадекватном, эффективном и не-эффективном копинге. Проблема соотнесения понятий «механизмы психологической за-щиты» и «процессы совладания». Связь выбираемых coping strategies с формами защиты от страха. Разная адаптивность выявленных тенденций в зависимости от типа ситуации.
Роль социальной сети и социальной поддержки.
Понятие когнитивной, эмоциональной поддержки и поддержки самооценки. Их значение при переживании стрессовых событий разных типов. Возможность протективного и отягощающего воздействия социальной сети. Типы позитивного воздействия социальных отношений. Понятие неадекватной социальной поддержки и социального стресса.
Тема 8. Стрессовые реакции.
Формы реагирования на актуальную стрессовую ситуацию. Классификации стрес-совых реакций по типу, интенсивности и длительности. Эмоциональные, личностные, когнитивные, поведенческие, психофизиологические и физиологические изменения как составляющие индивидуальных стрессовых реакций.
Понятия «нормальных» и «патологических» стрессовых и постстрессовых реакций. Понятие «травматического шока». Представление об операциональной и эмоциональной напряженности. Виды эмоциональной напряженности. Симптомокомплексы их проявлений, возможности психологической диагностики.
Стадии развития «нормальных» и «патологических» стрессовых и постстрессовых реакций, их проявление на различных уровнях: социально-психологическом, психологи-ческом (ценностно-личностном, поведенческом, когнитивном, эмоциональном), психофизиологическом, физиологическом.
Реакции на травматические события, выделяемые в МКБ-10 и DSM-IV в качестве расстройств: острые реакции на стресс, реакция горя, расстройства адаптации, посттрав-матическое стрессовое расстройство, хронические изменения личности после пережива-ния катастрофы; другие расстройства и реакции. Их характеристика.
Раздел 3. Посттравматическое стрессовое расстройство как форма реакции субъекта на травматические события.
Тема 9. Клиническая характеристика посттравматического стрессового рас-стройства.
Диагностические критерии посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) по МКБ-10 и DSM-IV. Клиническая картина ПТСР. Симптомы вторжения, избегания и повышенной возбудимости. Эпидемиология ПТСР.
Тема 10. Основные психологические феномены ПТСР.
«Психический коллапс», «консервация» адаптационных ресурсов, диссоциация и дезорганизация - феномены, отражающие специфику ПТСР как реакции особого типа на действие травматических стрессоров.
Особенности психических функций при ПТСР. Стойкое повышение тревоги; наличие повторных, навязчивых воспоминаний о травмирующих событиях; вызывающие беспокойство сновидения; переживание сильного дистресса под влиянием внутренних или внешних раздражителей, символически связанных с травмирующим событием; изменение физиологической реактивности под влиянием этих раздражителей как отражающие эти особенности.
Нарушение функционирования механизмов психологичской защиты и привычных стратегий совладания, низкая способность к произвольной саморегуляции.
Изменение смысла в ситуации ПТСР. Смысловые конфликты, смыслоутрачен-ность, мифотворчество. Понятие «виктимной личности» и «виктимической вины».
Изменение и сужение жизненной перспективы.
Социально-психологические эффекты в ситуациях массовых катастроф: паника, беспорядки, циркуляция слухов, мифотворчество, создание «сообществ пострадавших».
Зависимость тяжести ПТСР от индивидуально-типологических и личностных осо-бенностей пострадавших.
Стадии развития ПТСР.
Тема 11. Теоретические модели развития посттравматического стрессового расстройства.
Психоаналитический, когнитивный, психобиологический, психосоциальный под-ходы в объяснении возникновения и развития ПТСР. Мультифакторная теория ПТСР.
Тема 12. Основные подходы к выделению механизмов симптомообразования ПТСР.
Традиционные медицинские подходы к пониманию симптомообразования при ПТСР.
Механизмы психологического симптомообразования ПТСР.
Представления о психической диссоциации как о механизме интрапсихической за-щиты и важном механизме симптомообразования ПТСР. Определения понятия «диссо-циация». Исторический обзор концепции диссоциации. Современные концепции диссо-циации. Представления о диссоциативных феноменах и диссоциативном континууме. Функции диссоциации. Роль диссоциации в совладании с психической травмой. Пробле-мы исследования диссоциативных феноменов.
Механизм незавершенных действий как механизм симптомообразования ПТСР. Проявление незавершенных действий в качестве нереализованных потребностей, неза-вершенных эмоций и телесных реакций.
Конверсия и соматизация как механизмы симптомообразования и их место в сим-птомообразовании ПТСР.
Тема 13. Особенности ПТСР в зависимости от типа травматического опыта
Исследования ПТСР у жертв катастроф, террористических актов, несчастных слу-чаев, насилия и т.д.
Тема 14. Влияние возраста пострадавших на возникновение ПТСР.
Особенности ПТСР в детском возрасте. Специфика феноменологических проявле-ний, особенности подходов к диагностике и оказанию психологической помощи.
Особенности ПТСР в пожилом возрасте. Специфика феноменологических прояв-лений, особенности подходов к диагностике и оказанию психологической помощи.
Раздел 4. Диагностика ПТСР и психологическая помощь пострадавщим.
Тема 15. Диагностика ПТСР.
Диагностика степени выраженности и типа ПТСР, диагностика функционирования механизмов психологической защиты, стратегий преодоления стресса, психофизиологическая оценка психического состояния.
Методы диагностики: структурированное клинико-психологические и психоаналитическое интервью, метод наблюдения, способы качественного анализа поведения, методики анализа речи, опросниковые методы, метод субъективного шкалирования, проективные методы.
Проблема интеграции полученных данных.
Тема 16. Психологическая помощь пострадавшим.
Основные принципы оказания психологической помощи лицам с ПТСР. Психоте-рапевтические подходы, их цели и методы на различных этапах работы с пострадавшими. Выбор форм работы с учетом психологических и возрастных особенностей пострадавших.
Использование техник, направленных на отреагирование эмоций (психодрама, арттерапия, трансовые техники и т.д.); приемы поведенческой и когнитивной терапии (изменение мысленных паттернов, сопровождающих неадаптивные эмоции, развитие навыков рефлексии и саморегуляции); оптимизация физиологической составляющей эмоционального процесса (аутотренинг, нервно-мышечная релаксация, сенсорная репродукция образов, biofeedback и т.д.). Возможности психодинамической терапии при работе с лицами с ПТСР. Работа со сновидениями.
Показания для проведения индивидуальной, групповой и семейной психотерапии.
Организация экстренной психологической помощи.
Представление о реабилитации пострадавших и получивших ПТСР. Возможности психопрофилактики ПТСР.
Необходимость профилактики соматических нарушений у лиц, имеющих травма-тический опыт.
Раздел 4. Профессиональная подготовка специалистов, работающих лицами, имеющими травматический опыт.
Тема 17. Феномен «эмоционального выгорания» специалистов, работающих с ли-цами с травматическим опытом.
Проблема диагностики психического состояния специалистов работающих с лица-ми с травматическим опытом. Этические аспекты проблемы.
Проблема профилактики возникновения «синдрома эмоционального выгорания» и оказания психологической помощи «помогающим» специслистам.