Описание:Представленный курс систематизирует и восполняет знания о разнообразии антропогенно-измененных наземных экосистем и почв, которые составляют их базис. Курс предполагает изучение различных аспектов антропогенного фактора изменяющего естественные биогеоценозы, особенности и географическое распространение измененных биогеоценозов, а также генезис, классификацию и географию техногенных, агрогенных, урбогенных почв и техногенных поверхностных образований, сформированных в результате промышленной, cельскохозяйственной и селитебной деятельности человека. Курс знакомит студентов с трансформацией лесных экосистем и почв в результате воздействия добычи леса и лесных пожаров. С основными особенностями обычных и специфических исторических агроэкосистем и пахотных почв, а также почв созданных в результате длительной культивации. Рассматриваются различные пути антропогенной деградации почвенного покрова лугов и пастбищ, антропогенно-измененных лесных и степных биомов. Курс знакомит студентов с основными характеристиками техногенных экосистем и почв, а так же почвоподобных образований, возникших в результате различных видов хозяйственной деятельности человека в районах добычи полезных ископаемых – угля, цветных металлов, минерального сырья, нефти, газа, а также транспортной инфраструктуры, и приемами их рекультивации. В курсе отражены основные особенности урбоэкосистем и свойства почв поселений. Студенты знакомятся с принципами создания почвенных конструкций различного функционального назначения и особенностями их функционирования. Приводятся примеры.
А. Целью дисциплины является: знакомство с основными типами антропогенной трансформации экосистем под влиянием хозяйственной деятельности человека, а также генезисом, географией и методами рекультивации антропогенно-измененных почв.
Б. Задачи дисциплины:
1) Получение систематических базовых знаний о разнообразии антропогенно-измененных экосистем и почв, и их территориальной приуроченности к разным регионам Российской Федерации.
2) формирование способности анализировать полученные полевые, экспериментальные и известные из научной литературы данные о формировании и жизни антропогенно-измененных экосистем; генезиса, классификации, географии антропогенных почв.
3) формирование готовности обучающихся к проектированию комплексных научно-исследовательских и рекультивационных работ в условиях экосистем сформированных под влиянием человека, работ по оценке и прогнозу состояния антропогенных почв.