Описание:На сей раз мы будем изучать метрические тройки Громова или mm-пространства, т.е. тройки (X,d,m), где X – топологическое пространство, d – метрика, порождающая топологию пространства X, и m – борелевская мера. Как правило, X будет польским пространством, т.е. гомеоморфным полному сепарабельному метрическому пространству. Далее, d будет некоторой полной метрикой на X. Топология пространства X порождает борелевскую сигма-алгебру BX и, тем самым, позволяет рассматривать X как измеримое пространство. Мера m предполагается определенной на BX и, как правило, или конечной, или сигма-конечной.
Мы начнем с обсуждения некоторых фактов, описывающих возможные топологии польских пространств, т.е. выясним, как устроены классы гомеоморфности таких пространств (теорема П.С.Александрова и ее обращение, вложение в гильбертов куб, реализация в пространстве Урысона). Далее, мы обсудим классификацию измеримых пространств (X,BX) с точностью до измеримого изоморфизма: здесь в качестве X будет фигурировать произвольное борелевское подмножество польского пространства (теорема Куратовского). Затем, для пространств с мерой, в нашем случае для (X,BX,m), мы изучим классы изоморфизма таких пространств (теорема Рохлина). Наконец, мы перейдем к изучению метрических троек Громова (как отметил Вершик, устройство пространства метрических троек оказывается, в отличие от рассмотренных выше классификаций, и не тривиальным, и вполне обозримым). Используемая нами техника сочетает как подходы Хаусдорфа и Громова к изучению геометрии гиперпространств (семейств подмножеств некоторого метрического пространства, или семейств метрических пространств), так и подходы Канторовича, Вассерштейна и др. к исследованию пространств мер (обычно, вероятностных), заданных на данном измеримом пространстве.
Мы предполагаем, что слушатели знакомы с основами топологии и теории меры. Впрочем, мы готовы, по желанию слушателей, увеличивать степень детализации изложения, в частности, приводить доказательства утверждений, которые мы доказывать не собирались, а формулировали в качестве упражнений.