Описание:Цель дисциплины – изучение современных вариаций алхимического мифа, предлагающего сложный синтез науки, философии и религии. В задачи дисциплины входит изучение исторических подходов к интерпретации алхимии, и в зависимости от них устанавливается предметное поле алхимии.
Начиная с конца XIX века возродились все основные дисциплины магико-когнитивного комплекса, и сегодня они представлены на всех уровнях общественного сознания. В этом комплексе «королевское искусство» алхимии занимает свое достойное место.
В массовом сознании и массовой культуре тема алхимии сегодня присутствует в рекламе, в модных глянцевых журналах и научно-популярных книгах, в произведениях художественной литературы и изобразительного искусства, в кинематографии. Современная художественная и научно-публицистическая литература привлекает наше внимание не столько к самому философскому камню, сколько к герою, который отправляется на его поиски, к алхимику. Иными словами современная проза акцентирует не предмет великого делания, а его субъект. Темы алхимии и философского камня присутствуют в популярной серии романов Джоан Роллинг о Гарри Поттере, о «мальчике, который выжил». Алхимик, его становление, поиски и «трансмутация» являются предметом цикла алхимических романов Густава Майринка (1868 – 1932). Сама последовательность романов воспроизводит последовательность операций Великого Делания: nigredo – albedo – rubedo (черное, белое, красное).
В элитарном сознании и элитарной культуре тема алхимии присутствует в философии и психологии, в практике герметических орденов и эзотерических школ. В философии ХХ века алхимическая тема продолжается в философских произведениях Рене Генона (1886 – 1951) и Юлиуса Эволы (1898 – 1974). Людвиг Витгенштейн затрагивает тему алхимии в «Замечаниях по основам математики» (1941 и 1944г.г.): «Можно говорить о своего рода алхимии в математике».
Алхимия играет значительную роль в глубинной психологии К.Г. Юнга (1875 – 1961) и его последователей, в религиоведении Мирчи Элиаде (1907 – 1986). Можно обнаружить и определенные параллели между алхимией и эволюционной моделью П. Тейяра де Шардена (1881 – 1955). Наконец, в современном мире существуют алхимические школы и лаборатории, в которых ученики алхимиков прошлого и настоящего пытаются воспроизвести Великое Делание и получить если не философский камень, то лекарства нового поколения..
В определенных слоях интеллектуалов алхимия в современном сознании перестала восприниматься как научное заблуждение, которое вело к массе бесплодных попыток получить философский камень, то есть какое-то вещество, при помощи которого можно превратить свинец в золото, и при помощи последнего обрести владычество над миром. Во всех указанных выше произведениях алхимия присутствует как феномен, сущность которого таинственна и непонятна, или же утрачена. Алхимия и философский камень сегодня в обществе воспринимается как Magnum ignōtum (Великое неизвестное).
Подводя итоги можно заметить, что в современном мире алхимия доказала свою способность быть устойчивой и изменчивой. Она переплелась со многими школами мысли, с наукой Греции, христианской теологией, магией Ренессанса и современным психоанализом. Ее ведущий миф постоянно возрождался на протяжении столетий, и на рассвете двадцать первого века он присутствует в умах людей полный жизненный силы.