Описание:Заявка
на открытие научного семинара по выбору
для аспирантов ______3_____года обучения
экономического факультета
Научный семинар по выбору (далее научный семинар) предполагает обсуждение научных разработок по одной из проблем в рамках, утвержденной проблематики приоритетных направлений научных исследований и науч-ной работы кафедр экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.
Тема научного семинара по выбору (далее научного семинара):
Финансиализация экономического роста
Темы, исследуемые в рамках научного семинара:
• Тематика научных исследований из перечня перспективных направлений научных исследований эко-номического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова в аспирантуре , –
08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит
I. Развитие финансовой системы России
3. Роль мегарегулятора в современной финансовой системе
• Тема научного исследования экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова –
5. Глобализация мирового хозяйства и Россия
5.1. Глобализация мирового хозяйства и ее влияние на социально-экономическое развитие стран и регионов мира
Научная гипотеза, над которой будут работать аспиранты в ходе реализации научного семинара по выбору:
Финансиализация связана с накоплением серьезных диспропорций, которые неизбежно приводят к серии кризис-ных явлений, и для которых традиционные меры государственного регулирования оказываются малоэффектив-ными.
МАКЕТ МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА НА ПРОВЕДЕНИЕ
НАУЧНОГО СЕМИНАРА ПО ВЫБОРУ
Руководитель/соруководитель научного семинара : Дубинин С.К., Садыков И.С.
Е-mail: fincred@econ.msu.ru
Контактный телефон: +7 495 939-55-89
Научный семинар для аспирантов ______3______ года обучения читается в: ________5_______ семестре
Постановка проблемы:
Интерес к проблеме финансиализации обусловлен устойчивой тенденцией экономического развития последних десятилетий, связанной с накоплением серьезных диспропорций в глобальном и национальном масштабах, кото-рые неизбежно приводят к серии кризисных явлений, для которых традиционные меры государственного регули-рования оказываются малоэффективными. Возникли серьезные противоречия между возможностями финансиро-вания реального и финансового секторов экономики. Ликвидность в непропорциональных размерах идет на со-здание финансовых накоплений и надувание пузырей на рынках активов, а не на укрепление реальной экономи-ки. При этом само понимание концепции «финансиализации» оказывается достаточно размытым, что свидетель-ствует о недостаточной научной проработке самого феномена с точки зрения природы и экономического содер-жания, методов анализа, раскрытия движущих механизмов, роли финансовых инструментов, и способов выявле-ния диспропорций в сложившемся векторе экономического развития. Сложность изучения проблемы финансиа-лизации экономического роста связана, в первую очередь, с пограничным характером явления, где собираются в один сгусток эффекты взаимовлияния многих процессов социальной, психологической, институциональной, эко-номической, технологической природы. И влияние на экономический рост такого сложного конгломерата, кото-рый накладывается на существующую неопределенность финансовых рынков, приводит к устойчивым деформа-циям в пропорциях экономического роста, что неизбежно порождает серию социально-экономических кризисов, способных экстенсивно разворачиваться от национального до мирового масштаба. Наличие такой «неизведанной территории» показывает настоятельную необходимость и актуальность серьезных исследований со стороны фи-нансовой и экономической науки.
Цель исследования, рабочие гипотезы для исследования в научном семинаре:
Целью исследования в рамках научного семинара «Финансиализация экономического роста» является развитие навыков проведения самостоятельной исследовательской работы с акцентом на выявление закономерностей, аномалий и диспропорций экономического роста вследствие финансиализации, на сопоставление методов регу-лирования на финансовых рынках развитых и развивающихся стран, переходных экономик. А также демонстрация навыков коммуникационного профессионального общения и презентаций для выступления со своим исследова-нием, защитой его результатов.
Рабочие гипотезы:
1. О существенном разрыве между реальным и финансовым секторами экономики свидетельствует высокая доля финансового сектора в общей сумме доходов при относительно низкой доле финансового сектора в ВВП.
2. Дисбаланс между финансовым сектором и промышленным производством наблюдается и в странах со структурно трансформирующейся экономикой, к которым относят страны БРИКС. В этих государствах спрос на финансовые ресурсы растет более быстрыми темпами, чем ВВП.
3. Растущая уязвимость всех институтов и механизмов перед возможностями финансиализации, а также бо-лее знакомым давлением глобализации, сделала распределение влияния в корпорациях и финансовых се-тях колеблющимся и непредсказуемым.
4. Несоответствие между финансовым и реальным секторами экономики нарастало, подогреваемое в докри-зисный период интересом к возможностям финансового сектора по обеспечению высоких темпов роста в реальном секторе экономики – использованием новых финансовых инструментов для реализации инве-стиционных стратегий.
5. Ликвидность в непропорциональных размерах идет на создание финансовых накоплений и надувание пу-зырей на рынках активов, а не на укрепление реальной экономики.
6. Динамика инвестиций в большей степени зависит от спроса, чем от предложения финансовых ресурсов.
7. Значимыми факторами спроса на финансовые ресурсы являются:
o интенсивность воспроизводственного процесса;
o изменения в отраслевой, технологической и институциональной структуре экономики;
o эффективность использования инвестиций.
8. Резкие темпы фондовых индексов возможны только в результате кредитной экспансии.
9. Рост ставки процента оказывает отрицательное влияние на временную структуру капитала, рост сбереже-ний – положительное.
Задачи исследования:
1. Сформулировать в рамках проведенного исследования авторскую концепцию финансиализации экономи-ческого роста.
2. Выявить и систематизировать современные тенденции в построении регулирующих механизмов на финан-совых рынках, оценить эффективность применяемых мер на стимулирование пропорционального эконо-мического роста.
3. Освоить современную методологию эмпирического тестирования теорий и гипотез финансовой экономики через самостоятельную проверку рабочих гипотез с использованием методов статистического анализа продвинутого уровня, предложенным для объяснения поведения цен инвестиционных активов (акций и других), реакции их на регулирующие воздействия.
4. Получить навыки академического общения и ведения научной дискуссии, презентации исследований.
5. Выполнить расчеты и дать интерпретацию полученных результатов
6. Подготовить презентацию выводов предварительного варианта отчета
7. Подготовить окончательный вариант отчета
Методы исследования:
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по науч-ному семинару, включает перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необ-ходимости)
1. Поиск информации в сети интернет с помощью поисковиков Google, Yandex и других,
2. Анализ научной литературы и подготовка обзоров по источникам: elibrary.ru, ssrn.com, arxiv.org, scholar.google.com, researchgate.com по каждой из гипотез
3. Разработка методики регрессионного анализа для проверки каждой из гипотез
4. Обработка цифровой информации с помощью программы Microsoft Office Excel или аналогичных ей, ис-пользование специализированных программных пакетов, например R или Python.
Информационная база исследования:
Научный семинар реализуется с использованием электронного обучения и дистанционных технологий на базе электронной информационной среды экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова «on.econ». В част-ности, использование специальных аналитических баз данных финансовых рынков (СПАРК, ФИРА, Блумберг, Том-сонРейтерс), библиотечных ресурсов по проведению исследований.
Ожидаемые результаты:
По итогам работы Научного семинара предполагается подготовить статьи (препринты), выполненные аспирантами в рамках работы над темой диссертационного исследования. Статьи (препринты) будут представлены на внешнее рецензирование с последующим публичным обсуждением.
По итогам работы Научного семинара должен быть подготовлен целостный научный текст в виде отчета (статьи, препринта), который будет представлен на рецензирование с последующим обсуждением в форме презентации и научной дискуссии.
Общая трудоемкость:
Зачетные единицы Всего часов В том числе
Контактная работа самостоятель-ная
всего аудиторная индивидуальные
6 216 48 Всего 24, в т.ч. 4 часа на про-межуточную аттестацию 24 168
КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК
встреч по проведению научного семинара
Аудиторная работа
Дата Тема ФИО Форма ра-боты Кол-во часов
Неделя 1 Тема 1. Этапы развития современной гло-бализации мировой экономики. Дубинин С.К. Общая
дискуссия 2
Неделя 1 Тема 2. Финансиализация экономического роста и инвестиций. Дубинин С.К. Общая
дискуссия 2
Неделя 2 Тема 3. Развитие национального и межго-сударственного регулирования глобальной финансовой системы. Дубинин С.К. Общая
дискуссия 2
Неделя 2 Тема 4. Глобальная финансовая архитекту-ра – эволюция институциональной струк-туры. Дубинин С.К. Общая
дискуссия 2
Неделя 3 Тема 5. Финансовый кризис 2007 - 2008 гг. и реорганизация государственного регули-рования глобальной финансовой системы. Дубинин С.К. Общая
дискуссия 2
Неделя 4 Тема 6. Пост-кризисный период – струк-турные изменения в трансграничных фи-нансовых потоках и контроле зарубежных активов и обязательств. Дубинин С.К. Общая
дискуссия 2
Неделя 5 Тема 7. Гипотеза финансовой нестабиль-ности. Садыков И.С. Общая
дискуссия 1
Неделя 5 Тема 8. Динамические модели экономиче-ского роста: возможности и ограничения для анализа финансиализации. Садыков И.С. Общая
дискуссия 2
Неделя 6 Тема 9. Финансовые агенты и неопреде-ленность в поведении финансовых рын-ков. Садыков И.С. Общая
дискуссия 1
Неделя 6 Тема 10. Движущие механизмы финансиа-лизации и их влияние на деформации фи-нансово-экономической структуры. Садыков И.С. Общая
дискуссия 1
Неделя 7 Тема 11. Генезис финансовых инструмен-тов в контексте финансиализации. Садыков И.С. Общая
дискуссия 1
Неделя 7 Тема 12. Методы эмпирического анализа финансиализации глобальной и нацио-нальной экономики. Садыков И.С. Общая
дискуссия 2
Неделя 8 Промежуточная аттестация Дубинин С.К.,
Садыков И.С. Общая
дискуссия 4 часа
Итого 24 часа
Самостоятельная работа
Сроки выпол-нения Тема Форма работы Количество часов
Неделя 1 Темы 1 - 2 Работа с литературой, по-иск данных, выполнение расчетов, обработка ре-зультатов 21
Неделя 2 Темы 3 - 4 Работа с литературой, по-иск данных, выполнение расчетов, обработка ре-зультатов 21
Неделя 3 Тема 5 Работа с литературой, по-иск данных, выполнение расчетов, обработка ре-зультатов 21
Неделя 4 Тема 6 Работа с литературой, по-иск данных, выполнение расчетов, обработка ре-зультатов 21
Неделя 5 Темы 7 - 8 Работа с литературой, по-иск данных, выполнение расчетов, обработка ре-зультатов 21
Неделя 6 Темы 9 - 10 Работа с литературой, по-иск данных, выполнение расчетов, обработка ре-зультатов 21
Неделя 7 Тема 11 Работа с литературой, по-иск данных, выполнение расчетов, обработка ре-зультатов 21
Неделя 8 Тема 12 Работа с литературой, по-иск данных, выполнение расчетов, обработка ре-зультатов 21
Итого 168 часов
Контактные часы
Дата Тема ФИО Форма работы
Неделя 1 Темы 1 - 2 Дубинин С.К. Консультирование по ходу работ, обсуждение ре-зультатов
Неделя 2 Темы 3 - 4 Дубинин С.К. Консультирование по ходу работ, обсуждение ре-зультатов
Неделя 3 Тема 5 Дубинин С.К. Консультирование по ходу работ, обсуждение ре-зультатов
Неделя 4 Тема 6 Дубинин С.К. Консультирование по ходу работ, обсуждение ре-зультатов
Неделя 5 Темы 7 - 8 Садыков И.С. Консультирование по ходу работ, обсуждение ре-зультатов
Неделя 6 Темы 9 - 10 Садыков И.С. Консультирование по ходу работ, обсуждение ре-зультатов
Неделя 7 Темы 11 - 12 Садыков И.С. Консультирование по ходу работ, обсуждение ре-зультатов
Неделя 8 Итоговая работа Дубинин С.К.,
Садыков И.С. Консультирование по ходу работ, обсуждение ре-зультатов
Итого 24 часа
Формы контроля по проведению научного семинара:
Форма контроля Количество баллов
Форма 1. Выполнение обзора литературы по теме (5 гипотез * 12 каждая = 60 баллов) 60
Форма 2. Разработка методики анализа гипотез (5 ги-потез * 12 каждая = 60 баллов) 60
Форма 3. Выполнение расчетов и интерпретация получен-ных результатов (5 гипотез * 12 каждая = 60 баллов) 60
Промежуточная аттестация (с оценкой). Презентация выводов предварительного варианта отчета (5 гипотез * 12 каждая = 60 баллов) 60
Форма 5. Подготовка окончательного варианта отчета (5 гипотез * 12 каждая = 60 баллов) 60
Итого 300 баллов
Переход от балльной оценки к официальной оценке системы знаний:
От 300 до 255 баллов - «5»
От 254 до 195 баллов - «4»
От 194 до 120 баллов - «3»
От 119 до 60 баллов - «2»
От 59 баллов и менее - «1»