Описание:(1) Статус дисциплины: По выбору
Направление «Экономика». Магистерская программа «Экономика труда, социальной сферы и народонаселения», триместр – 4.
(2) Предшествующие дисциплины, необходимые для освоения данного курса:
Курс основан на базовых курсах «Экономика труда», «Экономика труда -2», «Основы демографии», «Социальная политика», «Человеческое развитие».
(3) Цели освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины дать представление о новых формах занятости на рынке труда и специфике положения и поведения на рынке труда отдельных социально-демографических групп населения. Основные задачи курса: познакомить студентов с причинами, формами проявления и возможными позитивными и проблемными последствиями новых, нестандартных видов занятости – дистанционной занятости, заемного труда, неполной, вторичной и сверхзанятости и др.; рассмотреть особенности неформальной занятости и неформальных трудовых отношений; исследовать особенности различных типов трудовых контрактов и трудовых отношений на российском рынке труда; раскрыть специфику положения и поведения в сфере труда таких групп населения как: мужчины и женщины, молодежь и лица старших возрастов, лица с ограниченной трудоспособностью и мигранты; обучить студентов методам анализа и прогноза трудового поведения людей; сформировать подходы к принятию научно обоснованных решений в сфере труда и занятости на индивидуальном, внутрифирменном, отраслевом и народнохозяйственном уровнях.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).
Магистр, завершивший обучение по курсу «Новые формы занятости: экономический и социально-демографический аспект», должен обладать следующими универсальными и профессиональными компетенциями: М-ОНК-1, М-ОНК-2, М-ОНК-3, М-ИК-3, М-ИК-4, М-СК-2, М-СК-5, М-ПК-1, М-ПК-5, М-ПК-7, М-ПК-8, М-ПК-10, М-ПК-11, М-ПК-14.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: основные концептуальные подходы к экономическому и социально-демографическому анализу современных форм занятости и поведения работников на рынке труда, теоретические концепции и модели, определяющие закономерности трудового поведения работников и работодателей в современных условиях, факторы, детерминирующие трудовую активность индивидов и выбор ими различных форм занятости, нормативно-правовые и социально-экономические подходы к регулированию занятости и трудовых отношений.
Уметь: находить и критически оценивать источники информации для проведения комплексного социально-экономического анализа форм занятости и трудовых отношений и особенностей трудового поведения работников и работодателей, обосновать выбор методов анализа и прогноза трудового поведения с учетом поставленной задачи и характера имеющейся информации, выявлять современные тенденции и проблемы в развитии трудовых отношений, оценивать результативность политики в сфере занятости.
Владеть: современными методами анализа трудовых отношений, навыками самостоятельного изучения новых знаний и презентации основных положений проведенного научного исследования, навыками участия в научных дискуссиях, оценки и оппонирования выступлений коллег, качествами, необходимыми как для индивидуального научно-практического исследования, так и для работы в команде.
(4) Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость (кредиты / часы) 3/108, в т.ч.
Аудиторная общая работа (часы) - 28
Аудиторная индивидуальная работа (контактные часы) - 28
Самостоятельная работа (часы) - 52