Описание:Учебный курс посвящен анализу "Законов" Платона, одного из важнейших произведений европейской философской и политической мысли. Курс раскрывает основные проблемы становления греческой политической мысли и способов ее выражения в контексте перехода от архаических систем политической жизни к классической демократии.
Тема 1. Специфика греческой правовой мысли и ее основные понятия.
Источниковедческие проблемы исследований греческой правовой мысли. Греческая правовая мысль как особый предмет историко-философского анализа, сходство и различия с более ранними (Древний Восток: Египет, Месопотамия, Израиль, Индия, Китай) и более поздними (Древний Рим) моделями правового мышления. Важность греческого правового мышления для становления философии права в европейской культуре. Основные понятия греческого правового мышления. themis и его производные как первая форма греческой правовой рефлексии, значение понятия и его социальные корни. Dike как основное понятие греческого правового мышления: проблемы «эволюции».
Тема 2. Понятие «закона» (nomos, thesmos) в ранней греческой мысли: этимология, основные этапы развития понятий. Thesmos как первоначальная форма бытования «закона», «устав», «установление». Thesmos и брак, связь с Деметрой и «культурным» земледелием, связь с общеэллинскими играми и политическими институтами. Первоначальное значение как констатация существующего положения вещей, а не как предписанная норма. Постепенные сдвиги значения к «установлению посредством некоей суверенной воли». Thesmoi Драконта и Солона. Переход от thesmoi к nomoi в Афинах после Клисфена в связи с общедемократическим сдвигом греческого правового мышления. Nomos: этимология, происхождение от nemo с изначальным значением «предоставлять, уделять согласно обычаю». Первоначальное общее значение как результат действия, выраженного nemo, «уделенное», «удел». Первые употребления: Гесиод, Алкман, Гераклит, Пиндар. Связь с Зевсом и dike, соотношение nomos и eunomie, божественный и человеческий nomos у Гераклита, проблемы истолкования Пиндаровского fr. 169, близость к политическому значению у Пиндара и Феогнида.
Тема 3. Понятие «закона» (nomos) в ранней греческой мысли: формирование противоположности «природа» (physis) — «закон» (nomos) в V веке до н.э. Относительная десакрализация nomos у Гераклита. Моменты релятивизма в понимании nomos и nomima у Пиндара. «Этнографический» nomos Геродота, где, однако, еще отсутствует единый принцип оценки различных nomoi у различных народов. Nomizo и его роль в мутации значения nomos. Роль «досократиков» в релятивизации nomizo через противопоставление мудрости отдельного знатока общепринятому положению дел. Ксенофан, Гекатэй, Эмпедокл, автор De morbo sacro, Демокрит. Софистическая противоположность природы и закона: Протагор, Гиппий, Антисфен.
Тема 4. . Место «Законов» в платоновском корпусе. Проблемы хронологии, композиции, аутентичности. Платоновский корпус и проблемы его изучения. Основные направления истолкования (унитаризм, девелопментализм, «неписаное учение»). Деление на «раннего», «среднего» и «позднего» Платона: основания деления, проблемы «эволюции» платоновской мысли. Обоснование возможности строго унитаристского подхода. «Законы» в контексте «поздних» диалогов. Отношение «Законов» и «Государства». Проблема аутентичности: Платон и Филипп из Опунта.
Тема 5. Структура платоновских «Законов». Первые три книги как общее введение ко всему сочинению: определение цели законодательства, порядка изложения законов, условий возникновения законов в человеческом обществе. Необходимость преамбулы в законодательной деятельности. Учение о смешанной форме государственного устройства. Определение размеров государства и форм собственности. Образ жизни и воспитание в государстве «Законов». Теория наказания. Необходимость религии.
Тема 6. Проблема добродетели как принципа законодательной деятельности. Платоновские добродетели (разумение, справедливость, «благоразумие», мужество) в «Государстве» и «Законах». Благо как высшая цель законодательной деятельности. Деление благ: божественные и человеческие. Приоритет разумения. Единство платоновского учения о добродетелях в четвертой книге «Государства» и в «Законах».
Тема 7. Проблема воспитания в «Государстве» и «Законах». Воспитание как форма деятельности законодателя и устанавливаемых им законов. Учение о синтезе мусического и гимнастического воспитания в «Государстве». Воспитание в «Законах» как одна из двух основных форм законодательной деятельности, подчиненная добродетели «благоразумия» (sophrosyne). Воспитание и проблема удовольствия. Значение государственно-регулируемого пьянства для правильного воспитания.
Тема 8. Платон как историк общественных форм. Сравнительный анализ 2-й книги «Государства» и 3-й книги «Законов». Логический и гипотетико-исторический методы реконструкции человеческой праистории согласно Платону. Понятия «нужды», «потребности», «специализации». Теория катаклизмов, патриархального уклада, происхождения права в третьей книге «Законов». Законы и миф о праистории в «Политике».