Описание:В настоящий момент в России, как и во всем мире, отмечается рост популярности китайского языка, и можно надеяться, что китайский язык как первый или второй иностранный язык займет достойное место в объеме школьной программы в российских школах.
Целью Всероссийской олимпиады школьников по китайскому языку является выявление не только хорошо подготовленных ребят по предмету, но и творчески одаренных школьников. Олимпиада помогает выявить и развить творческие способности и интерес к китайскому языку и культуре Китая. Олимпиада – это также прекрасная возможность для школьников проверить и критически оценить свои знания и свои способности.Все этапы Всероссийской олимпиады школьников по китайскому языку проводятся с использованием единого комплекта заданий для каждой группы участников. Учитывая разницу в подготовке, в языковой и речевой компетенциях обучающихся, участники олимпиады делятся на три возрастные группы (5-6, 7-8 и 9-11 классы). Для каждой из указанных групп готовится отдельный комплект заданий с возрастающей степенью сложности от группы к группе, при этом каждый комплект включает идентичные виды заданий Всероссийской олимпиады.Задания олимпиады включают следующие разделы:
«Аудирование»;
«Чтение»;
«Лексико-грамматический тест»;
«Лингвострановедческая викторина» (9-11 классы);
Письмо (Творческое письменное задание);
Устный тур.
Школьный этап олимпиады включает 1 тур: письменный. Творческое письменное задание и Устный тур в школьный этап не входят. Муниципальный этап включает письменное творческое задание, а Устный тур проводится только на региональном и заключительном этапах олимпиады.
Аудирование
В разделе "Аудирование" предлагается прослушать аутентичные тексты и ответить на ряд вопросов, выбрав вариант ответа из нескольких предложенных.
Чтение
В разделе «Чтение» предлагаются один или несколько текстов, после прочтения которых необходимо будет согласно содержанию текстов выбрать между предложенными вариантами «верно», «неверно», «не знаю», а затем ответить на вопросы, выбрав верный ответ из предложенных вариантов.
«Лексико-грамматическое задание»
Задание представляет собой тест множественного выбора, предполагающий выполнение 20 заданий на проверку знаний по грамматике, лексике, иероглифике, владения транскрипционной записью пиньинь, а также заполнение пропусков в небольшом связном тексте.
Лингвострановедческая викторина».
Этот раздел предлагается для учащихся 9-11классов. Участникам необходимо ответить на 10 вопросов, касающихся культурных, географических и исторических реалий Китая. Данное задание также представляет собой тест множественного выбора. Включение лингвострановедческого конкурса, во-первых, побуждает школьников интересоваться конкретными фактами и событиями китайской истории и культуры, во-вторых, позволяет «повысить балльность» ответов тем участникам олимпиады, кто действительно углубленно интересуется китайским языком, историей и культурой страны изучаемого языка, и, в-третьих, позволяет таким участникам продемонстрировать умение выполнять задания повышенной сложности, связанные с китайским языком и китайской письменностью.
Творческое письменное задание
Написание истории (рассказа). В качестве задания участники получают заготовку, в которой есть только первая строка/начало рассказа (для 7-8 классов) или последнее предложение/завершение рассказа (для 9-11 классов), и предлагается сочинить историю. Главным условием является то, чтобы участник составил законченную историю объемом не менее 150 знаков (7-8 классы) или 250 знаков (9-11 классы). При этом оценивается как решение коммуникативной задачи, так и языковое оформление текста. Данный раздел трудно дается многим участникам олимпиады, т.к. участники часто уходят на так называемый топик и пишут когда-то заученный текст по похожей теме, который совершенно не укладывается в повествование по заданной теме.
Устный тур олимпиады
Устный тур олимпиады по китайскому языку (для регионального и заключительного этапа Олимпиады) проходит в формате ток-шоу, в ходе которого участники презентуют обсуждение какой-либо актуальной темы. Участники разбиваются на группы от 3 до 5 человек. Иногда задаются определенные роли, участники могут предложить и свои, но одна роль остается неизменной, это роль модератора (ведущего). На подготовку каждой группе дается 50 минут. На презентацию ток-шоу 8-10 минут. Оценивается выступление по нескольким параметрам, например, взаимодействие в команде, содержание презентации, индивидуальное выступление, убедительность и наглядность изложения, выразительность и артистизм, лексическое, грамматическое и интонационно-фонематическое оформление речи и др.
Большую роль играет взаимодействие участников, их равное участие в ток-шоу, а не «выпячивание» себя. В этой части олимпиады проверяется также умение высказывать свою точку зрения, аргументировать ее и приводить контраргументы.
Очень полезны для подготовки к устной части олимпиады разного рода ролевые игры. Темы для обсуждения могут быть предложены либо учителем, либо самими учащимися.
Рекомендуемая литература
Всероссийская олимпиада школьников по китайскому языку. Готовимся к лексико-
грамматическому тесту. Сборник тестовых заданий / Сост. М.Ю.Дондокова,
В.В.Круглов, О.А.Масловец, Е.А.Хамаева; под общ. ред. Е.В.Сениной. — М.:
Издательский дом ВКН, 2019. — 80 с.
Круглов В.В. и др. Теория и практика обучения письменной речи. Как написать
идеальное сочинение на китайском языке / В.В.Круглов, Ю.Г.Лемешко, И.М.Михеева,
А.А.Шахаева / Отв. ред. В.В.Круглов. — М.: Издательский дом ВКН, 2020. — 228 с.
Круглов В.В., Сергеева А.А. Китай: история и современность. Учебное пособие по
лингвострановедению. В 2 ч. Ч. 1 / В.В.Круглов, А.А.Сергеева. — М.: Издательский дом
ВКН, 2020. — 170 с.
Круглов В.В., Сергеева А.А. Китай: история и современность. Учебное пособие по
лингвострановедению. В 2 ч. Ч. 2 / В.В.Круглов, А.А.Сергеева. — М.: Издательский дом
ВКН, 2020. — 160 с.
Круглов В.В. Лингвострановедение Китая. Учебное пособие для подготовки к
Всероссийской олимпиаде школьников — М.: МЦНМО, 2020. — 80 с.
Круглов В.В., Урывская Т.А., Антомонова Ю.А. Всероссийская олимпиада
школьников по китайскому языку. Готовимся к части Аудирование / В.В.Круглов,
Т.А.Урывская, Ю.А.Антомонова. — М.: Издательский дом ВКН, 2020. — 276 с