Описание:Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
ФГБОУ ВО
«Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Факультет глобальных процессов
Кафедра теории и технологий управления
Т. Н. Юдина
«ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»
для студентов магистратуры ФГП по направлению подготовки 41.03.05- Международные отношения и юриспруденция. Магистерская программа «Международное право, финансовый мониторинг и безопасность» (Научные руководители программы: доцент, кандидат экономических наук И.А. Алешковский, профессор, доктор юридических наук Н.Л. Пешин. (Магистерская программа реализуется совместно с юридическим факультетом)
18 часов
Москва
2021
1. Перечень планируемых результатов обучения:
Дисциплина готовит к геоэкономической, геополитической, аналитической, научно-исследовательской, практической деятельности и нацелена на достижение знаний и умений по цифровой экономике в контексте глобализации в соответствии с новой картой компетенций:
Компетенция (ОК-2) - способность использовать основы экономических знаний по цифровой экономике при оценке эффективности деятельности в различных сферах, прежде всего в IT-компаниях.
Компетенция МПК-2. Уметь прогнозировать тенденции развития международных финансово-экономических отношений в условиях усиления геополитической и макроэкономической нестабильности глобального развития.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
• Основные понятия цифровой экономики;
•Взаимосвязь глобализации и цифровизации;
• Эволюцию рынков цифровых технологий, формирование новых интернет-рынков;
• Содержание цифровой экономики как экономики нового технологического поколения и/или уклада;
• Суть четвертой промышленной революции;
• Процессы трансформации бизнес-моделей традиционных, офлайновых и онлайновых компаний в цифровой турбулентной среде;
• Новые организационно-правовые формы предпринимательства в форме цифровых платформ;
• Институциональную инфраструктуру цифровой экономики;
• Создание цифровых экосистем;
• Феномен цифровой трансформации общества, экономики, территории, государства, науки, бизнеса, образования и др.;
• Технологии четвертой промышленной революции;
• Цифровую трансформацию отраслей современной России;
• Особенности управления электронным бизнесом и электронной коммерцией;
• Перспективы развития бизнеса, проблемы финансовых пузырей, изменяющегося потребительского поведения;
• Философско-хозяйственные аспекты цифровой экономики.
Уметь:
• Свободно оперировать понятиями цифровой экономики;
• Определять риски и границы цифровой экономики;
• Логично излагать учебный материал по курсу ЦЭ, писать эссе, выполнять задания, тесты, кейсы, отвечать на контрольные вопросы;
• Обосновывать и определять варианты эффективного использования информационно-цифровых ресурсов;
• Рассчитывать затраты (трансформационные и трансакционные издержки) и результаты предпринимательской деятельности в условиях цифровизации;
• Самостоятельно анализировать социально-экономические процессы, происходящие в национальной экономике и в мировом сообществе в рамках ЦЭ.
Владеть:
• Основами цифровой экономики, ее терминологией и компетенциями;
• Навыками использования экономических знаний по цифровой экономике в оценке эффективности деятельности в разных сферах экономики;
• Новыми моделями потребления в контексте Mobile Economy и Sharing Economy;
• В целом цифровой грамотностью в области цифровых технологий: искусственного интеллекта, больших данных, блокчейна, квантовых технологий, роботизации, Интернета вещей (IoT) и др.
Программа курса цифровой экономики (ЦЭ) в контексте глобализации
Тема 1. Введение в курс цифровой экономики (ЦЭ). Цифровая экономика как экономика нового технологического поколения. (2 часа).
Мировые тренды постиндустриального развития.
Четвертая промышленная революция.
Индустрия 4.0 или индустриальный Интернет. Интернетизирующаяся и кибернетизирующаяся экономика.
Новые реалии бизнеса: «цифровая экономика» (Digital Economy); «API экономика» (Application Programming Interface Economy); «платформенная экономика» (Platform Economy), «экономика экосистем» (Economy of Ecosystems), «мобильная экономика» (Mobile Economy), «шеринговая экономика» (Sharing Economy).
Цифровая экономика как экономическая деятельность, основанная на цифровых технологиях, экономика нового технологического поколения и/или уклада. Разработка и продажа программного обеспечения, цифровых товаров и сервисов (цифровых благ), производимых цифровым бизнесом и коммерцией. Цифровой капитал. Цифровое благо. Цифровая рента.
Состояние и перспективы развития цифровой экономики.
Контрольные вопросы и задания:
1. Чем отличается четвертая промышленная революция от предыдущих трех?
2. Американские исследователи утверждают, что многие виды цифрового бизнеса, например, Uber, Airbnb и др., легко копировать. Что могут делать такие компании для создания и поддержания своих конкурентных преимуществ? Предложите 1-2 способа формирования конкурентных преимуществ цифровыми компаниями типа Uber.
3. Шеринг, или совместное использование чего-либо, постепенно распространяется в РФ, других странах. Приведите 2-3 примера шеринга.
4. Укажите основные факторы, которые сдерживают процессы цифровой трансформации в РФ.
Тема 2. Цифровые технологии в контексте конвергентных когнитивно-информационных технологий. (2 часа).
Конвергентные когнитивно-информационные технологии и/или информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Цифровые технологии как технологии четвертой промышленной революции, их свойства. Свойства и классификация цифровых технологий.
Расширение цифровых технологий.
«Искусственный интеллект» (ИИ) и большие данные (БД) как технологии и институты ЦЭ. ИИ и роботы. Роботизация.
Технологии M2M как основа Интернета вещей (IoT). Интернет всего.
Аддитивное производство, 3D-принтер и многомерная печать.
Блокчейн и технологии распределенного реестра.
Изменение человека. Биотехнологии, нейротехнологии. Виртуальная и дополненная реальность.
Цифровая экономика: от хай-тек до хай-хьюм.
Интеграция окружающей среды. Получение, накопление и передача энергии. Геоинженерия. Космические технологии.
Изменение места цифровых технологий в бизнесе.
Контрольные вопросы и задания:
1. Перечислите основные сферы развития Интернета вещей России, Китае, США. Приведите примеры использования Интернета вещей по каждой сфере.
2. Что представляет собой Интернет всего? Чем он отличается от Интернета вещей.
3. Что такое рынок М2М? Назовите примеры ваших действий, которыми вы «запускаете» межмашинное взаимодействие.
4. Почему «искусственный интеллект» (ИИ) сегодня стал главной цифровой технологией, а монополия на ИИ определяет «властелина мира»?
5. Почему процессы развития Интернета вещей сопровождаются созданием стратегических альянсов? Дайте 2-3 подтверждения в пользу альянсов.
Задания:
Деловая игра 1. Монополия на «искусственный интеллект»: кто станет властелином мира.
Кейс 1. Э. Бриньольфсон и Э. Макафи (США), много лет изучавшие влияние технологий четвертой промышленной революции на экономику, определили 5 основных факторов формирования новой институционально-экономической среды, максимально обеспечивающей полное использование возможностей цифровых технологий в бизнесе:
- Образование и компетенции. Нужно давать людям знания и навыки, которые не по силам компьютерам и которые будут цениться в будущем. Это творчество, общение и эмпатия, умение решать проблемы;
- Инфраструктура – это дороги, аэропорты, порты, тоннели, коммуникации мирового уровня и др. как инвестиции в будущее и фундамент для развития;
- Предпринимательство. Новые бизнесы как главный источник новых рабочих мест (однако в большинстве отраслей и регионов в настоящее время создается меньше новых компаний, чем 30 лет назад);
- Мобильность специалистов;
- Фундаментальные исследования в области технологических новинок, которые осуществляются и посредством государственной программы поддержки фундаментальных исследований.
Интернет всего как взрывное изменение связей между людьми, процессами, объектами и данными, а также «искусственный интеллект» требуют от бизнеса формирование новых каналов коммуникации для устройств инновационного типа.
Цифровая экономика как экономика нового технологического поколения изменяет производственные отношения, которые ранее складывались как отношения между людьми, а в настоящее время уже как отношения между машинами (М2М), а также бизнес среды и принципов ведения бизнеса. ЦЭ ведет к созданию сетевой среды, где основными акторами становятся бизнес-экосистемы, которые формируются на базе платформенных технологий.
Вопросы: 1. Все ли факторы формирования новой институционально-экономической среды, максимально обеспечивающей полное использование возможностей цифровых технологий, учли Э. Бриньольфсон и Э. Макафи? Назовите другие факторы формирования новой институционально-экономической среды Индустрии 4.0.
2. Посредством чего экономическая система трансформируется в экосистему?
Определите: Bi g Data: дерево решений, кластеры, нейронные сети
Цифровизация экосистем: дополненная и виртуальная реальность
Ответьте на вопросы: Машины способные к самообучению… Насколько они разумны? Сегодня они могут флиртовать, шутить, распознавать картинки. Огромный прогресс был достигнут очень быстро. И это улучшает нашу жизнь. Но не зайдёт ли дело слишком далеко? В мозге человека около ста миллиардов нейронов. И каждый из них может соединяться с десятью тысячами других. Мозг человека может рождать симфонии, создавать чудесные произведения искусства. Сегодня появляются проекты, нацеленные на воссоздание самого человеческого мозга. Компьютеры уже давно делают поразительные вещи: взламывают коды, играют в шахматы, управляют космическими кораблями. Как это стало возможным? И куда это может привести? Как такие машины изменят общество? Как они изменят нас?
Тема 3. Институциональная инфраструктура цифровой экономики ИИЦЭ (2 часа).
Институциональная («мягкая») инфраструктура ЦЭ в отличие от традиционной («жесткой») инфраструктуры (дорог, портов, мостов, аэропортов, тоннелей, ЛЭП, трубопроводов и др.) в контексте глобализации, интернетизации.
Интернет как глобальный метаинститут (сеть сетей, всемирная паутина). Институты развития и институты роста, «ключевые институты».
Экосистема.
Кластеры, цифровые платформы.
Инновационный научно-технологический центр «Долина Воробьевы горы» в рамках МГУ имени М.В. Ломоносова.
Механизмы ИИЦЭ.
Цифровые рынки: AeroNet, FoodNet, AutoNet, MariNet, HealthNet, EnegyNet, SafeNet, FinNet, NeuroNet как неотъемлемые атрибуты «цифровой» экономики.
Контрольные вопросы и задания:
1. Чем отличаются между собой институты развития и институты роста? Общее и особенное между ними.
2. Какое место занимают кластеры в ИИ ЦЭ? Их значение для новой экономики.
3. Каковы возможности и перспективы инновационного научно-технологического центра «Долина Воробьевы горы» в рамках МГУ имени М.В. Ломоносова?
4. Что собой представляет ИИЦЭ в Российской Федерации?
5. Опишите и проанализируйте ИИЦЭ в КНР, Корее, других странах.
6. В каком контексте Интернет выступает как метаинститут?
Тема 4. Платформенная экономика. Цифровые платформы (ЦП) как новая модель бизнеса. (2 часа).
Платформенная экономика. Ее основные характеристики (сетевая, с новыми моделями, институтами бизнеса, кибернетизирующаяся и интернетизирующаяся система).
Формирование платформенного экономического мышления.
Цифровые платформы (ЦП) как новая модель бизнеса. Классификация ЦП.
Платформа продукта и/или технологии компании как внутренняя платформа.
Внешняя платформа.
Основные игроки на базе цифровой платформы.
Бизнес на основе платформ. Отраслевые платформы. Платформенные технологии.
Цифровая платформа ЕАЭС как среда формирования цифровых экосистем, обеспечивающих условия для развития новых цифровых рынков и спроса на новые сервисы и услуги.
Основа цифровой платформы Союза - интегрированная информационная система ЕАЭС.
Цифровые активы как основные драйверы цифровой трансформации экономики.
Цифровые платформы США (Amazon, Apple, Google, Facebook, etc.) как лидеры мирового нового бизнеса, неоэкономики.
Формирование и развитие ЦП в РФ. Факторы развития цифровых платформ в РФ.
Контрольные вопросы и задания:
1. В чем заключается особенность платформенного мышления современного директора, бизнес руководителя?
2. Какие проблемы имеются на пути создания и развития цифровых платформ в экономике России?
3. Назовите десять самых успешных цифровых платформ в мире.
4. В чем заключается главное отличие внутренней платформы от внешней? Назовите примеры внутренней и внешней платформ.
Тема 5. Цифровизация в РФ, а также в рамках ЕАЭС (2 часа).
Цифровизация как повсеместное внедрение цифровых технологий в различные сферы жизни. Цифровизация в узком и широком смыслах слова.
Цифровая трансформация экономики. Новая взаимосвязь государства, бизнеса, общества.
Цифровизация как этап интеграции на евразийском пространстве. Свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы + свобода движения информации.
Цифровизация в РФ.
Цифровизация в рамках ЕАЭС
Задание:
Выполнение теста 1: «Цифровизация в РФ, а также в рамках ЕАЭС».
Тема 6. Цифровая трансформация сельского хозяйства и аграрно-промышленного комплекса в современной России. (2 часа).
Отраслевая цифровизация.
Цифровые технологии: текущее состояние и перспективы развития.
Цифровая трейдинговая платформа Prod.Center 2.0, распределенная информационная система агро-почвенных дата-центров России, генетический банк сельскохозяйственных животных, система мониторинга прослеживаемости оборота подкарантинной продукции (СМОПП) как проекты внедрения цифровых технологий в сельском хозяйстве.
Феномен «сельское хозяйство 4.0».
Цифровая трансформация сельского хозяйства и аграрно-промышленного комплекса в РФ.
Контрольные вопросы и задания:
1. Какой процесс цифровизации в экономически развитых странах получил название «сельское хозяйство 4.0»?
2. Что представляет собой «сельское хозяйство 4.0» в сфере растениеводства?
3. Охарактеризуйте опыт внедрения цифровых технологий на основе цифровых платформ на рынках ЮАР и ЕС на примере системы Agrista.
4. Назовите пример платформенной экосистемы в сельском хозяйстве и охарактеризуйте ее возможности.
Тема 7. Особенности управления электронным бизнесом и электронной коммерцией (2 часа)
Управление электронным бизнесом и электронной коммерцией в контексте трансформации бизнес-моделей и эволюции цифровых технологий.
Цифровые технологии и их влияние на потребительское поведение. Формирование новых рынков через призму цифровой трансформации с учетом мировых трендов.
Особенности ведения электронного бизнеса в России.
Контрольные вопросы:
1. Какие три значимых этапа с точки зрения целевых установок и стратегических решений можно выделить в развитии компании Alibaba с позиций платформенных технологий и экосистемы бизнеса?
2. Из каких трех основных элементов состоит экосистема компании Alibaba?
3. Инновационно-коммуникационные и цифровые технологии решают проблему сбора огромного количества данных о потребителях. Необходим ли анализ потребительского рынка в настоящее время?
Задание:
Кейс: Какие маркетинговые приемы и технологии использует компания Unilever для оптимизации понимания рыночных трендов и потребностей потенциальных покупателей?
Темой предыдущего форума была смена гонки «красивых разработок» борьбой за эмоции и любовь клиента.
За год fintech-лидеры рынка шагнули дальше. Теперь их внимание все больше смещается на жизнь и эмоции клиента за рамками привычных финансовых операций. Компании (а это далеко не только банки) погружаются в жизнь своих клиентов, растворяются в них, стремятся оставить яркий след и охватить все многообразие потребностей удобными сервисами, а быть может, стать невидимой, но неотъемлемой частью жизни. И это – главная тема FinNext 2020: «Больше жизни, меньше банка!».
Тема 8. Опыт цифровизации в США, КНР, странах ЕС. (2 часа).
Цифровизация в США.
Цифровизация в КНР. Система социального рейтинга.
Цифровизация в Великобритании, Норвегии и других страх ЕС.
Контрольные вопросы:
1. Определите стратегии и реалии цифровой трансформации в США.
2. В чем заключается система социального рейтинга в КНР?
3. В чем специфика институциональной инфраструктуры цифровой экономики в Великобритании и Норвегии?
Задание:
Выполнение теста 2: «Цифровизация в США, КНР и странах ЕС»
Тема 9. Философско-хозяйственные аспекты цифровой экономики (2 часа).
Осмысление «цифровой» экономики.
Границы цифровой экономики.
К. Шваб: Роботизация человека и человечества.
Задание:
Написание эссе на тему: Осмысление цифровой экономики.
Контрольные вопросы:
1. Какова роль Телекома в цифровой трансформации?
2. Определите цифровые стратегии российских телеком-операторов: «Мегафон», «МТС», «Ростелеком».
3. Какова роль 5G в стратегии телеком-оператора
4. Как реализуется платформенная экономика в РФ? Приведите примеры цифровых платформ.
5. Каким образом реализуется цифровая трансформация в финансовом и реальном секторах экономики РФ?
Задания:
6. Написание эссе на тему: «Диджитализация в Российской Федерации (КНР, другой стране»
7. Деловая игра: «Диджитализация в Российской Федерации».
8. Определяем рейтинг стран по цифровым технологиям и инновационному развитию.
Рекомендуемые источники и литература:
Источники:
1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 г.: офиц. текст// Российская газета, № 4831, 21.01.2009.
2. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 г. №7).
3. Постановление Правительства РФ от 28.08.2017 № 1030 «О системе управления реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации». М., 2017. Совещание по вопросам развития технологий в области искусственного интеллекта // Официальное интернет-представительство Президента России. 30.05.2019. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/60630 (дата обращения 10.06.2019)
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 августа 2020 г. № 2129-р «Концепция развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года».
5. Совещание по вопросам развития технологий в области искусственного интеллекта // Официальное интернет-представительство президента России. 30.05.2019. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/60630 (дата обращения 10.06.2019)
6. Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года») // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335184/ (дата обращения 18.10.2019).
Литература
7. Бостром Н. Искусственный интеллект. Этапы. Угрозы. Стратегии. М.: Манн, Иванов, Фербер, 2016. 404 с.
8. Дятлов С.А. Сингулярность цифровой нейро-сетевой экономики. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2021. 170 с.
9. Интеллектуальная природа. Системное мышление. Интеллектология. Идеология. [Б.Б. Леонтьев, В.Б. Леонтьева]. - М.: Изд-во РИНФО, 2019. – 518 с.
10. Интеллектуальная экономика: как искусственный интеллект трансформирует отрасли и общество. Отчет корпорации Economist Intelligence Unit, 2018.
11. Лапидус Л.В. Цифровая экономика. Управление электронным бизнесом и электронной коммерцией: монография. М.: ИНФРА-М, 2019. – 381 с.
12. Лапидус Л.В., Полякова Ю.М. Гигономика как новая социально-экономическая модель: развитие фрилансинга и краудсорсинг// Вестник Института экономики Российской академии наук. 2018. № 6. С. 73-89.
13. Леонгард Г. Технологии против человека. М.: АСТ, 2018. 260 с.
14. Майнцер К. Исследуя сложность: от искусственной жизни и искусственного интеллекта к киберфизическим системам // Философия науки и техники. 2015. Т. 20. № 2. С. 85-105.
15. Маркова В.Д. Цифровая экономика: учебник / В.Д. Маркова. – М.: ИНФРА-М, 2019. - 186 с.
16. Путин заявил о способности интернета разрушить общество изнутри. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lenta.ru/news/2021/03/04/putin_inet/?utm_source=yxnews&utm_ medium =desktop (дата обращения 07.03.2020).
17. Being Double Digital. The Media Lab at 10. The Wired interview with Nicolas Negroponte [Электронный ресурс]. – URL: http: //web.media.mit.edu – дата обращения 28.11.2019.
18. Осипов Ю.М., Юдина Т.Н., Купчишина Е.В. «Искусственный интеллект», большие данные как институты экономики нового технологического поколения // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2020, № 4. С. 27-46.
19.
20. Осипов Ю.М., Юдина Т.Н., Гелисханов И.З. Цифровая платформа как институт эпохи технологического прорыва // Экономические стратегии. 2018. №5 (155).
21. Осипов Ю.М., Юдина Т.Н., Гелисханов И.З. Информационно- цифровая экономика: концепты, параметры, институты// Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2019. №3.
22. Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. М.: ООО «АльянсПринт», 2019. – 368 с.
23. Рассел, Стюарт, Норвиг, Питер. Искусственный интеллект: современный подход, 2-е изд.: Пер. с англ. – Спб.: ООО «Диалектика», 2019. - 1408 с.: ил.
24. Тапскотт Д. Викиномика. Как массовое сотрудничество изменяет все [Текст] / Д. Тапскотт, Э.Д. Уильямс. – СПб.: Бест Бизнес Букс, 2009. – 392 с.
25. Тищенко Е. Б. Ломоносовские чтения-2018. Секция экономических наук. Цифровая экономика: человек, технологии, институты: сборник тезисов выступлений. – М.: Экономический факультет МГУ, 2018. С. 321-322.
26. Харари Ю.Н. Sapiens. Краткая история человечества. – М.: Синдбад, 2018. – 512 с.
27. Цифровая трансформация: государство, бизнес, общество: Монография / колл. авторов: под науч. ред. Н.П. Кононковой. – М.: ТЕИС, 2019. – 160 с.
28. Шваб, Клаус. Технологии четвертой промышленной революции. Клаус Шваб, Николас Дэвис. М.: Эксмо, 2018. – 320 с.
29. Шваб, Клаус. Четвертая промышленная революция: перевод с английского / Клаус Шваб. - М.: Издательство «Э», 2017. – 208 с.
30. Цифровая экономика: 2019: краткий статистический сборник/ Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 96 с.
31. Юдина Т.Н., Гелисханов И.З. «Цифровая экономика» и/или «цифровое общество»: от хай-тек к хай-хьюм // Сборник статей. Ломоносовские чтения-2018. Секция экономических наук. «Цифровая экономика: человек, технологии, институты»: сборник статей. — М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2018.
32. Geliskhanov I.Z, Yudina T.N. Digital Platform a New economic institution //Quality - Access to Success, издательство EBSCO Publishing (United States), том 19. 2018. №S2 07. (Scopus )
33. Yudina T.N., Geliskhanov I.Z. Features of digital platforms functioning in information-digital economy (Scopus ) // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. (Krakow), 2019, том 497, Р. 1-6.
34. Юдина Т.Н. Цифровой сегмент реальной экономики: цифровая экономика в контексте аналоговой // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки (Санкт-Петербург). 2019. Том 12. № 2. С. 7-18.
35. Zuboff S. Big Other: Surveillance Capitalism and the Prospects of an Information Civilization / S. Zuboff // Journal of Information Technology. - 2015. - №30.
36. Gartner. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.informationweek.com/big-data/ai-machine-learning/ getting-the-most-out-of-augmented-intelligence/a/d-id/1337215 (дата обращения 21.02.2021).
37. Information Economy Report: Digitalization, Trade and Development. N.Y. & Geneva: UN, UNCTAD, 2017. 112 p.
38. Shaping Europe's Digital Future. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ec.europa.eu/info/sites/ info/files/commission-white-paper-artificial-intelligence-feb2020_en.pdf (дата обращения 15.12.2020).
39. White Paper on Artificial Intelligence. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://appleinsider.com/articles/ 20/02/19/eu-unveils-wide-ranging-digital-strategy-with-global-implications-for-apple-other-big-tech (дата обращения 17.12.2020).