Описание:«Аналитическая антропология насилия: ритуал, искусство, политика»
Аналитическая антропология рассматривает насилие не только как негативный бытовой эксцесс, шоковый художественный образ, радикальное политическое или юридическое средство, но и как позитивный антропологический гештальт, очерчивающий границы человеческой телесности, способностей нашего восприятия и мышления. Насилие предстает здесь как непризнанный двойник основых философских понятий и самого разума, условие их трансцендентальной невозможности и (искаженной) исторической реализации. При этом критика насилия как такой квазикантианский проект гораздо больше отличается от пацифизма, этики ненасилия и правозащиты, чем от предмета собственной критики.
Почему, например, идеи свободы, справедливости, добродетели или бессмертия считаются вполне легитимными в рамках метафизики, а насилие рассматривается преимущественно в поле юриспруденции, психологии или, в лучшем случае, этики и философии права? Ведь, фактически «бог», «свобода», «справедливость» – понятия релятивные, субъективные и перманентно оспариваемые, в виду личной заинтересованности участвующих в их определении сторон: справедливое для одного, несправедливо для другого и т.д. В отношении насилия, напротив, существует консенсус, несмотря на апоретичность и преимущественно негативный характер его понятия. В отличие от «хороших» идей - истины, красоты и всяческого добра - насилие исключается, репрессируется уже на уровне собственного понятия, хотя и не прячется за сакрализацией и «освящением» насильственных практик в истории, а манифестирует себя непосредственно. При этом ему присуща собственная “метафизическая тайна”, отмеченная квазихайдеггеровским забвением. Предположительно, по обратной аналогии с «добрыми» и «хорошими» понятиями, в насилии предано забвению нечто связанное с истиной бытия и сущностью человеческого существования.