Описание:АННОТАЦИЯ:
Трагедия советских людей является важнейшей частью нашего настоящего и уроком для будущего. Феномен СССР – это не только часть всемирной истории, но и важнейшая веха на пути нелинейного, полного трагедий и преступлений, подвигов и новаций, движения Человека к новому бытию. Какому именно? Ответ на это вопрос тоже отчасти дают уроки недавнего прошлого. Они говорят о том, каких трагедий мы не должны повторить. И еще о том, величие каких дел не остается в прошлом, а живет в нас, подвигая к поиску новых решений новых проблем.
Курс посвящен проблемам новейшей истории, изменяющейся в своей официозной версии с каждой новой политической модой или властным поветрием. При этом авторы курса акцентировали внимание как на наиболее острых вопросах рождения и гибели СССР (пресловутая проблема «немецкого золота», победы и трагедии Великой Отечественной войны и т.п.), так и на фундаментальных вопросах осмысления природы СССР, которыми критически мыслящие люди задаются едва ли не все 90 последних лет. Мы вновь и вновь задаем себе вопросы о том, что же совершили Ленин и его соратники – великую революцию, открывшую путь в новый мир, или переворот, уведший нас со «столбовой дороги истории»? Кем был Сталин: кровавым тираном? вождем великого государства? тем и другим? Была ли альтернатива ГУЛАГу и репрессиям, и был ли ее носителем Троцкий или кто-то иной? Был ли Советский Союз страной социализма, или это был какой-то иной строй? Что же это было? Почему возникло и почему ушло в прошлое? Каковы уроки этого рождения и смерти? Ответы на эти вопросы истории, современности и будущего авторы курса будут искать вместе со слушателями.
В основу курса легли разработки авторов, соединяющие политико-экономические размышления с анализом широкого круга фактов и нацеленные на формирование целостной картины противоречий, достижений, уроков советского прошлого.
На основе большого объема исторического материала авторы курса развенчивают многие мифы советской истории, раскрывают реальную диалектику, соединявшую кажущиеся несовместимыми противоположности. СССР был миром, в котором рождались удивительно талантливые и красивые практики социального освобождения, массового энтузиазма, творения «рядовыми» советскими людьми нового мира – мира, в котором молодежь в большинстве своем хотела быть похожа на Маяковского и Гагарина. Но СССР был и миром казенно-бюрократического диктата, лицемерия, массовых репрессий, дефицита…
Об этом мире нагромождено много лжи, подменяющей анализ противоречий тенденциозной пропагандой, призванной доказать то ли полную несостоятельность социалистических идей, то ли их «всепобедизм». И потому значительная часть курса посвящена анализу фактов – экономических и политических, военных и культурных практик СССР.
Однако авторы исследуют не только те вопросы, которые ставит история, но также анализируют те уроки, которые СССР адресует сегодняшнему миру, сегодняшней России. И это не случайно: СССР – это не только многообразие практик и опытов. Это еще проект создания модели нового мира – «царства свободы», проект, который стал предметом практической реализации, принеся всему миру величайшие социальные открытия и научно-технические достижения, и одновременно породил жесточайшие противоречия. Проект, который принципиально не завершен. И эта незавершенность проекта «СССР» и практик созидания нового мира, идущего вперед по сравнению с капитализмом, стала главным вызовом для авторов при разработке курса.
Курс будет интересен для тех, кто хочет ознакомиться с аргументами, позволяющими развенчать многие стереотипы о прошлом России и понять, как можно использовать советский опыт для реализации стратегии развития страны. Другими словами, курс ориентирован на тех, кто ищет ответы на вызовы, стоящие перед Россией и миром.
Курс является интерактивным, он подразумевает активное вовлечение слушателей в обсуждение лекционного материала и включает в себя не только лекции, но и круглые столы, а также приглашение студентов на международные научные конференции и симпозиумы, проходящие в Москве в течение семестра. Основой сдачи зачета является участие в интерактивных диалогах в течение семестра и/или подготовка реферата/эссе по одной из тем курса.