Описание:АННОТАЦИЯ
Российская экономика обладает значимой спецификой, по многим параметрам существенно отличающей ее от экономик и развитых, и развивающихся стран. Эта специфика обусловлена специфическими условиями развития нашего социума, историческими истоками нашей экономической системы (прежде всего – 70-летним наследием советского хозяйства), особенностями проведения радикальных рыночных реформ и нынешней институциональной среды. Курс раскрывает причины и природу этих особенностей и завершается сценарным моделированием возможных траекторий развития экономики России.
В основу курса положен существенно обновленный и адаптированный для межфакультетской аудитории курс «Российская экономическая модель», в разных формах читаемый на экономическом факультете проф. А.В. Бузгалиным и другими преподавателями более 20 лет. Предлагаемый новый межфакультетский курс частично пересекается с МФК «Экономическая система России: наследие прошлого, анатомия настоящего, стратегии будущего», прочитанным авторами в весеннем семестре 2015-2016 уч.г., но отличается от последнего новой расстановкой акцентов при обсуждении тем и расширением интерактивной части курса (круглые столы, кейс-стади, мозговые штурмы и др.), а также участием приглашенных лекторов из университета Массачусетса в Амхерсте (США) и Кембриджа (Великобритания). В качестве приглашенных лекторов выступят Дэвид Лейн (David Lane, профессор Кембриджского университета, вице-президент Европейской социологической ассоциации – ESA) и Дэвид Котц (David Kotz, профессор университета Массачусетса в Амхерсте, США) – авторы ряда работ о российской экономике в контексте мирового развития. Лекции приглашенных профессоров будут прочитаны на английском языке (предусмотрена возможность перевода на русский язык при желании слушателей курса).
Учебный курс является интерактивным, он подразумевает активное вовлечение слушателей в обсуждение лекционного материала. Курс включает в себя не только лекции, но и кейс-стади современных проблем, круглые столы, мозговые штурмы, подготовку индивидуальных и коллективных научных проектов, приглашение студентов на международные научные конференции и симпозиумы, проходящие в Москве в течение семестра.
Основой сдачи зачета является участие в интерактивных диалогах в течение семестра и/или подготовка реферата/эссе (участие в подготовке коллективного проекта) по одной из тем курса.
ОБЗОР ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА:
В рамках основных проблемных блоков курса рассматриваются следующие вопросы • Экономика постсоветской России: цифры, факты, политэкономические интерпретации; • Экономическая динамика постсоветской России: причины кризисов и роста (или почему Россия не Китай?); • Социально-экономические результаты трансформаций: что обрели и что потеряли основные социальные группы россиян; • Институциональная система российской экономики или «правила игры» для государства, бизнеса и работников: анатомия «света» и «тени»; • Политэкономия неравенства: олигархи, буржуа, «средний класс» и бедные слои в России; • Государственные и частные корпорации, средний и малый бизнес: специфика, место и будущее в российской экономике; • Россия в ВТО: кто и что выигрывает, кто и что проигрывает; • Российский бюджет и бюджетная сфера: на что идут деньги российских налогоплательщиков; • Сценарии будущего: стагнация, догоняющая модернизация или лидирующее развитие?
ОБЗОР ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА:
В рамках мозговых штурмов и круглых столов курс предусматривает обсуждение ряда актуальных проблем и выработку навыков аргументации своей позиции:
КРУГЛЫЕ СТОЛЫ
- Специфика рынка и регулирования, дискуссия о роли государства (в рамках темы 4).
- СССР: зигзаг всемирной истории или первый опыт созидания посткапиталистического общества? (в рамках тем 2 и 3).
МОЗГОВОЙ ШТУРМ:
- Россия в условиях экономики знаний: варианты ответов на вызовы Четвертой промышленной революции и реиндустриализации (в рамках темы 7).