Описание:Два мира властвуют от века,
Два равноправных бытия:
Один объемлет человека,
Другой – душа и мысль моя.
А.А.Фет
В этих двух мирах живет человек, на границе объективного и субъективного, окруженный материальным и погруженный в идеальное, вовлеченный в постоянный процесс обмена информацией с внешней средой и другими людьми. Главный источник информации о материальной действительности – наши органы восприятия, перцептивные системы (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус), которые регистрируют и перерабатывают сенсорные сигналы, поставляющие впечатления в человеческий мозг. Так внешний мир «интериоризуется». Обработанные сознанием результаты восприятия – наши представления об объектах и событиях, о пространстве и времени – не просто служат темами высказываний, воплощаются в текстах. Особенностями человеческого восприятия формируются важные черты языковой системы, определяется специфика функционирования языка. Языковая способность человека «возвращает» во внешний мир полученную информацию, «экстериоризует» внутренний мир человека. Мир – информация – человек, восприятие – сознание – язык, наблюдаемое – познаваемое – воображаемое – эти три триады определили проблематику спецкурса.
В течение года слушателям спецкурса будет предложено задуматься над следующими вопросами:
- Какими свойствами обладает язык как средство коммуникации и моделирующая система? Какие возможности отражения наблюдаемой действительности он дает человеку по сравнению с другими коммуникативными системами – изобразительным искусством, музыкой, театром, кино? Где «пределы» языка? Язык отражает? искажает? создает мир?
- Что мы видим (слышим, ощущаем)? Как мы видим? Почему мы видим? Как зрительные ощущения обрабатываются сознанием? Что, как и почему мы говорим о том, что мы видим?
- Что такое синестезия? Есть ли у звуков цвет и температура? Что общего и в чем различия между зрительными и слуховыми сигналами? Какие языковые средства есть в распоряжении говорящего для моделирования наблюдаемой, сенсорно постигаемой картины мира? Чем языковая картина мира отличается от научной, сформированной отраслями «точного знания»?
- Как отражается в языке пространственно-временная организация мира? Какое значение имеет линейность языка для говорящего (пишущего) и слушающего (читающего)? Что происходит с реальным трехмерным пространством при переносе его на плоскость картины и в линейную последовательность предложений, образующую текст? Как соотносятся в художественном тексте пространство автора и пространства персонажей, поле зрения и поле слуха? Как в художественном тексте моделируется течение времени? Какие «операции» над пространством и временем доступны говорящему? Возможны ли «выходы» из пространства и времени?
- Как соотносятся в тексте описание и повествование, констатация и интерпретация, цикличность и линейность? Как моделируются статика и динамика, движение и восприятие? Имеют ли под собой лингвистическую основу литературоведческие понятия «сюжет» и «фон»? Почему «люди в пейзаже» - объект филологии?
- Почему образ автора – важнейшая категория анализа художественного текста? В чем особенности точки зрения в литературе и несловесных видах искусства? Все ли коммуникативные системы антропоцентричны, эгоцентричны?
Курс нацелен прежде всего на студентов, интересующихся проблемами функционально-коммуникативной грамматики, исследованием текста, междисциплинарными связями (лингвистика и философия, лингвистика и психология, лингвистика и литературоведение).