Описание:Данный спецкурс посвящен формированию и функционированию современной драматургии Индии, преимущественно драме хинди и маратхи.
Спецкурс предназначен для магистров, специализирующихся по индийской литературе и прослушавших ряд курсов по индийской литературе.
В спецкурсе рассматривается процесс формирования современной драматургии хинди, ориентировавшейся на достижения европейской драмы, и в то же время сохранявшей до определённой степени преемственную связь с традиционной индийской драмой. Курс начинается с рассмотрения драматургии Бхаратенду Харишчандры (1850 – 1885) и раннего индийского театра Нового времени: Наутанки, Театра парсов, представлений при дворе навабов Аудха («Двор Индры» Аманатха), мистериального театра (Рамлила и Раслила). Затем даётся характеристика драматургии Джаяшанкара Прасада (1889-1936), рассматриваются его исторические драмы и эканка (одноактная пьеса). Обсуждается популярность эканки в первой трети ХХ века, обусловленная общественной и культурной обстановкой Индии. Новый этап развития индийской драматургии начинается с конца 1930х годов,наиболее полно он представлен в творчестве Упендранатха Ашка, Рамкумара Вармы, Вишну Прабхакара. Эпоха после достижения Индией независимости знаменует большие изменения в драматургии Индии. Это показывается на примере творчества Мохана Ракеша, Дхармавира Бхарати и Виджая Тендулькара – выдающегося маратхского драматурга. Пьесы последней трети ХХ века рассматриваются на примере творчества Кришны Балдева Вайда и Нанды Кишора Ачарьи, поскольку каждому из них присуща своя специфика и предпочтения в выборе тематики пьес, сценографии и отношении к истории и современности. Тема "Театр в рассказе и романе" рассматривается на примере произведений Дж.Прасада, Ниралы, Хазари Прасада Двиведи,Пханишварнатха Рену, Куррат Ул-айн Хайдар и Мридулы Гарг. Спецкурс предполагает чтение фрагментов большинства обсуждаемых пьес на языке оригинала. Рекомендуемая литература включает в себя исследования индийских и отечественных литературоведов-индологов, специализировавшихся по истории и проблематике драмы.