Описание:В последние несколько лет на российских телеканалах стали появляться документальные фильмы-расследования современного типа, основанные на тщательной поисковой, аналитической, исследовательской работе, объединяющие опыт последних достижений науки и техники, в том числе в области визуализации комплексной информации. В поле зрения их авторов попадают исторические и современные события, а предметом поиска становятся скрытые или запутанные обстоятельства этих событий, утерянные документы или связи между людьми и т.д. Поводом к началу экранного журналистского расследования может послужить не обязательно подозрение в нарушении законности со стороны исторических или современных фигур какой-либо сферы деятельности, не только преступления, катастрофы или происшествия, но и загадки, связанные с «белыми пятнами» близкой и далекой истории, проблемные ситуации социальной действительности, противоречия в сведениях об актуальных для общества событиях.
Для изучаемых фильмов характерны скрупулезный поиск «следов» правдивой информации, их выявление и «прочтение» со специалистами, постепенное продвижение автора-журналиста к первоисточникам ключевых для расследования сведений, многократные сопоставления, «взвешивание» и перепроверка фактов, конкретные результаты (найден человек, документ, артефакт, установлена поминутная или даже посекундная последовательность событий определенного фрагмента действительности, обнаружены причинно-следственные взаимосвязи событий и т.д.). Экранное расследование ведется методами телевизионной журналистики с обязательным привлечением специалистов в области компьютерного моделирования, криминалистики, судебно-медицинской экспертизы, археологии, генеалогии, истории, а также иных прикладных и фундаментальных, естественных и гуманитарных наук.
Процесс самого журналистского расследования чаще всего фиксируется на камеру в виде наблюдения за ходом эксперимента, экспертизы, визуального обследования места событий, сопоставления данных полученного видеодокумента с различными известными фактами и документами, за иными формами взаимодействия журналиста с выделенными фрагментами познаваемой реальности и, конечно же, с людьми. Некоторые этапы процесса расследования могут быть воспроизведены методами реконструкции, которая также в данном случае всегда имеет свою специфику (ее цель - не иллюстрация, а документально точное воссоздание).
В ходе аудиторных занятий со студентами анализируются формы и методы документальных телефильмов-расследований, созданных российскими производителями и прошедших в эфире «Первого канала», НТВ, каналов «Россия 1», «Россия К», «Россия 2», «История», «Наука 2,0», «Моя планета», ОТР. В частности, изучаются отдельные публицистические работы, произведенные под руководством А. Куренкова, Р. Кудоярова, В. Соловьева, С. Алексеева, А. Островского, Б. Соболева, А. Денисова, В. Чернышова, С. Малоземова, О. Булле и других, а также циклы «Искатели» («Культура»), «Моя родословная» («Первый канал»), «Дело темное» (НТВ) и т.д. Особое внимание уделяется тому, как именно авторы фильмов посредством экранного действия и иных форм повествования передают свой личный опыт проведенного журналистского расследования зрителю (в частности, выделяется тройственная структура драматургии таких фильмов – линия рассказа о расследуемой ситуации, линия наблюдения за процессом расследования, линия выстраивания цепочки обнаруженных фактов и их взаимосвязей).
Некоторые примеры применения методов экранного расследования могут быть проиллюстрированы дополнительно фрагментами экранных работ чешских, польских, французских, британских, итальянских, шведских, американских, китайских, японских документалистов (но в целом не более 30 процентов по отношению к объему работ российского производства).
Зачет выставляется по результатам посещения занятий, выполнения заданий в аудитории и написания курсовой работы.
Примерные темы курсовых работ:
Особенности драматургии документального фильма-расследования
Методы журналистского расследования на телевидении
Ключевые темы журналистских расследований на современном российском телевидении
История экранных журналистских расследований в России