Описание:Курс – 4
Семестр – 7
Зачетных единиц – 3
Академических часов – 54 ч.
Лекций – 36 ч.
Семинары – 18 ч.
Самостоятельная работа – 54 ч.
Форма промежуточной аттестации – экзамен в 7 семестре.
Методологические основы психологии – дисциплина, включающая в себя рассмотрение проблем: структуры методологического знания, дескриптивной и нормативной функций методологического знания, соотношения общенаучной и частно-научной методологии, научного и ненаучного психологического знания.
Цель курса
Целями освоения дисциплины «Методологические основы психологии» является освоение студентами методологических основ психологической науки, овладение средствами философско-мировоззренческой и частно-научной рефлексии исследовательской и практической деятельности; выделение методологических основ собственных исследований.
Задачи курса
- изучение структуры методологического знания,
- изучение дескриптивной и нормативной функций методологического знания,
- изучение соотношения общенаучной и частно-научной методологии,
- формирование представлений о научном и ненаучном психологическом знании.
Дисциплина «Методологические основы психологии» относится к базовой части учебного плана подготовки бакалавров по направлению 37.03.01 «Психология». Теоретический курс «Методологические основы психологии» выступает завершающим в формировании основных общекультурных, мировоззренческих и профессиональных компетенций психолога-бакалавра.
Для его изучения необходимо владение знаниями, умениями и компетенциями, которые психолог получает в теоретических курсах общей психологии, экспериментальной психологии и истории психологии.
Его прохождение дает студенту возможность в дальнейшем самостоятельно работать в психологии в качестве преподавателя и исследователя, а для подготовки учебно-квалификационной работы (курсовой или дипломной) – определять ее методологические и теоретические основания, систему возможных выводов и обобщений.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование готовности к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии, владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений, применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики, выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы, участию в учебно-методической работе в сфере среднего образования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
• основные этапы становления научного знания;
• уровни методологического знания;
• структуру и функции методологии в научном познании;
• принципы и категории психологической науки;
• основные парадигмы в психологии;
• структуры психологических теорий;
• основные методологические проблемы психологии;
• направления современных методологических дискуссий.
Уметь:
• выделять методологические основы психологических исследований;
• сопоставлять философские, общенаучные и психологические представления при обсуждении психологических гипотез и методов;
• обосновывать объект и предмет исследования, а также выводы при разных типах психологического исследования.
Владеть:
• базовыми психологическими категориями;
• критериями научности знания, системой современных методов.
Иметь опыт: в решении стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.