Описание:Курс – 3
Семестр – 5
Зачетных единиц – 2
Академических часов – 54 ч.
Лекций – 18 ч.
Семинары – 36 ч.
Самостоятельная работа – 18 ч.
Форма промежуточной аттестации –зачет в 5 семестре.
Дисциплина «Основы конфликтологии» рассматривает вопросы феноменологии конфликта, его источников, видов, методов диагностики, способов управления и разрешения, понятий психологического конфликта и методов его профилактики; содействия развитию конструктивных стилей поведения в конфликтных ситуациях, формирования конфликтологических компетенций.
Цель курса
Целями освоения дисциплины «Основы конфликтологии» являются формирование целостного представления о феноменологии конфликта, его источниках, видах, методах диагностики, способах управления и разрешения; усвоение базовых понятий психологического конфликта и методов его профилактики; содействие развитию конструктивных стилей поведения в конфликтных ситуациях разного рода и стимулирование мотивации к освоению основных конфликтологических компетенций.
Задачи курса:
- рассмотреть вопросы феноменологии конфликта, его источников, видов;
- освоить методы диагностики;
- овладеть способами управления и разрешения конфликтов;
- изучить методы профилактики конфликта;
- рассмотреть подходы формирования конструктивных стилей поведения в конфликтных ситуациях, формирования конфликтологических компетенций.
Дисциплина «Основы конфликтологии» относится к вариативной части ООП направления «Психология». Логически и содержательно-методически данный курс связан с такими базовыми курсами по направлению подготовки, как: «Общая психология», «Социальная психология», «Профессиональная этика», «Организационная психология», «Психология личности», «Педагогическая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология стресса», «Психология деловых коммуникаций». Конфликтология является интердисциплинарной наукой и поэтому ее изучение необходимо для углубления межпредметных связей практически всех учебных дисциплин профессионального и гуманитарного циклов.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
• сущность, природу и структуру конфликта;
• источники и причины возникновения конфликтных ситуаций;
• типологии конфликтов;
• основные характеристики нарушений общения в конфликте;
• динамику конфликта и его аналитику;
• стратегии и тактики поведения субъектов в конфликте;
• методики анализа, предотвращения и разрешения конфликтов;
• основные концепции и теории конфликта;
• перспективные направления исследований в области конфликтологии.
Уметь:
• анализировать конфликтные ситуации и позиции участников конфликта, мотивы и стили их поведения;
• выявлять конфликтные зоны в социальных группах;
• осуществлять диагностику личностных проблем участников конфликта;
• прогнозировать развитие и исходы конфликта;
• разрешать конфликтные ситуации;
• осуществлять медиаторскую деятельность в организации;
• оказывать помощь людям по разрешению личностных конфликтов в процессе индивидуального консультирования и социально-психологического тренинга.
Владеть
• психологическими технологиями управления конфликтами;
• навыками разработки и проведения профилактических мероприятий по предотвращению межличностных и внутригрупповых конфликтов.
Иметь опыт:
готовности к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности, отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций, осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий, выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам, пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности, участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии, реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях.