Описание:1. Цели и задачи освоения дисциплины «Социальная психология».
Целью освоения дисциплины «Социальная психология» является формирование у студентов системного представления о предмете и феноменах социальной психологии в единстве ее фундаментальных и прикладных проблем, а также в области практических применений.
Задачи учебной дисциплины «Социальная психология».
1) научить студентов понимать категориальный аппарат учебной дисциплины «Со-циальная психология»;
2) довести до студентов необходимый оптимум теоретических знаний, относящихся к предметной области социальной психологии;
3) научить студентов применять теоретические знания по социальной психологии на практике;
4) сформировать у студентов способность проводить социально-психологические исследования.
2. Место дисциплины «Социальная психология» в структуре ОП ВО.
Учебная дисциплина «Социальная психология» относится к профессиональному циклу, базовой (общепрофессиональной) части образовательной программы по направле-нию подготовки 37.03.01 «Психология», уровня подготовки - бакалавр. Дисциплина «Со-циальная психология» изучается в 5 и 6 семестрах, поэтому курс строится на знаниях по ранее изучаемым дисциплинам: «Введение в профессию», «Философия», «Социология», «Логика», «Общая психология», «Психология семьи», «Психология личности», «Психология деловых коммуникаций.
Знания из области дисциплины «Социальная психология» находят развитие в учеб-ных дисциплинах: «Этнопсихология», «Основы конфликтологии», «Организационная психология», «Психология труда, инженерная психология и эргономика», «Педагогика», «История психологии», «Педагогическая психология», «Психология социальной работы», «Методологические основы психологии».
3. Требования к результатам освоения по дисциплине «Социальная психоло-гия».
Процесс изучения дисциплины «Социальная психология» направлен на формиро-вание ряда общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
Общекультурные компетенции:
- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этниче-ские, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
Общепрофессиональные компетенции:
- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на ос-нове информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безо-пасности (ОПК-1).
Профессиональные компетенции:
-способность к реализации стандартных программ, направленных на предупрежде-ние отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рис-ков в различных видах деятельности (ПК-1);
- способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его при-надлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);
- способностью к проведению работ с персоналом организации с целью отбора кад-ров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производст-венного процесса (ПК-13);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
основные вехи истории социальной психологии за рубежом и в России;
общие теоретические основы социальной психологии;
содержание основных научных школ, теорий и дискуссионный характер диалога между ними;
методологические принципы отечественной социальной психологии;
насущные проблемы сегодняшнего этапа развития мировой и отечественной социальной психологии;
закономерности и факторы развития группы;
- принципы и методы психодиагностики групп;
- основные закономерности социального поведения личности, социально-психологические качества личности и особенности социализации;
- основные методы исследования в социальной психологии.
Уметь:
понимать связь положений науки и социальной практики;
видеть содержание социально-психологических проблем в реальных явлениях общественной жизни; осмысливать общие направления возможных исследований этих явлений;
применять на практике теоретические знания в области социальной психологии;
подбирать соответствующие целям и ситуации психодиагностические методики;
формулировать профессиональные задачи в области социальной психоло-гии;
анализировать результаты стандартного прикладного исследования в области социальной психологии.
Владеть:
базовыми знаниями, основными подходами и методами социально-психологических исследований;
четким представлением о социальной и профессиональной роли социального психолога;
основными методами социально-психологического исследования и этическими проблемами их применения;
навыками решения профессиональных задач в сфере социальной психологии;
психодиагностическим инструментарием в области социальной психологии.
4. Структура и содержание дисциплины «Социальная психология».
Общая трудоемкость дисциплины составляет:
зачетных единиц - 4;
академических часов - 64;
лекций - 32;
семинарских занятий - 32.