Описание:Формирование парадигмы классического реализма во второй трети 19 века. "Век перемен" при-носит с собой резкое усиление социальной динамики. Индустриальная революция и урбанизация. Революционные всплески 1830 и 1848 годов, ответное насилие и реакция, преобладающая в целом тенденция к социальному компромиссу. Выход на авансцену среднего класса. "Самодельный" человек (self made man) сознает себя не через принадлежность сословию или традиции, но через индивидуальную деятельность и ее результат. Демократизация и дальнейшая секуляри¬зация культуры, всепроникающее распространение в ней рыночных отношений. Наука – естествознание – несущая опора нового мировоззрения. Стремление научного разума к всеохватности и упорядочению разнооб¬разия явлений путем систематизации (чему в литературе соответствует стремле¬ние к типизации и панорамности социального видения). Универсальное применение принципов эволюции и историзма: социальный прогресс - популярное верование, история предмета - предпочитаемый метод его объяснения. Принцип детерминизма: личность понимается как функция ее окружения, социального контекста, материальной среды, а конкретная ситуация – как результат пересечения множества причинно-следственных цепочек.
Позитивизм в контексте культуры XIX века. О. Конт. Смирение и претензии позитиви-стского разума. Наблюдение и анализ – противовес "обанкротившемуся" воображению. Культ фотографического, репортерски-точного описания жизни в ее социальном многообразии должен искупить грех романтического аутизма, расширить сферу социального сопереживания, заодно освободив искусство от шлака отработанных форм, сюжетно-образных клише. Культ жизнеподобия – вид иллюзионизма, отвечающий запросам новой аудитории, острой потребности в "стабилизации референта" (комплекса представлений о социальной реальности). "Реализм" как новое "слово-знамя".
На этапе восходящего развития реалистической парадигмы (1830-40е годы) преобладает оптимистическое убеждение, что через наблюдение и воспроизведение фактов, а затем – исчисление их "причин" и "начал" (Бальзак) художник постигает объективный, общезначимый смысл жизни. В дальнейшем (1850-60е годы) формирующаяся экспериментальная эстетика натурализма перенесет акцент на чистую фактографию, права и возможности разума подвергнутся сомнению, а «правда жизни" будет остро осознана как социально и исторически условная.
Стендаль. Становление мировоззренния и эстетических взглядов. Парадокс о герое: "наполеонство", деятельное самоутверждение за счет измены себе или верность себе за счет отречения от социального действия. Три версии романа воспитания: "Красное и черное", "Люсьен Левен", "Пармская обитель". Лицедейство, игра как основа общественной жизни и как вынужденный модус индивидуального жизнетворчества. Иронический скепсис, художественный аналитизм, эстетизм Стендаля. Поиск стилистического эквивалента "правды жизни" и идеал искусства как абсолютной искренности.
О. де Бальзак. "Человеческая комедия" как эпопея современности, ее замысел и история воплощения. Индуктивное восхожде¬ние от описания социальных явлений к причинам и началам вещей. Конкретика описания, представления социальных типов и сквозной характер символических взаимосвязей. Средоточие мира Бальзака - Париж, город. Мозаичность, обманчивость, разобщенность городской жизни, мотор которой – деньги и честолюбивая страсть. В "Шагреневой коже" предлагается "формула" современной жизни: творчества и потребительства, созидания и разрушения. "Неведомый шедевр": амбивалентность трактовки искусства как поиска абсолюта. Безудержная творческая энергия, воля, воображение, наряду и на равных с "верностью жизни", - эстетические приоритеты Бальзака. "Отец Горио". "Утраченные иллюзии". Проблематизация нравственного суждения, этического выбора в царстве торговых интересов и эгоистических аппетитов.
П. Мериме. Юношеские мистификации: "Театр Клары Газуль". "Гюзла". Игра в романтизм и "местный колорит" под иронической маской. "Хроника времен Карла IX". Проблема историзма – множественности культурных миров и относительности критериев суждения. Скепсис как последовательная мировоззренческая позиция: невозможность веры и подозрительность страсти. Психология современного человека как невольной жертвы социального маскарада. Изысканный лаконизм новеллы Мериме. Экзотические и фантастические сюжеты, в рамках которых «герой» – наивная, цельная натура, безоглядный исполнитель своей и чужой судьбы, – увиден глазами рефлексирующего интеллектуала, "туриста". "Примитив" интригует, пугает последнего, становится с его стороны предметом эстетизации.
Судьба романтизма во второй половине столетия. Битва за романтизм ("Эрнани") на французской сцене. Шекспир как знамя. Преобладание в театре Гюго лирической стихии, пышные контрасты "возвышенного и гротескного" намечают движение романтической драмы в направлении оперы (ср. позднейшие опыты Р.Вагнера). Проблематичность трагического в мире, утратившем веру в абсолютное, Гегель о невозможности современной трагедии.
А.де Мюссе. Лирика и "Исповедь сына века": драма диночества в мире без трансцендентной опоры. Болезненное двуличие героя, разом мечтателя и циника. Поэт - не пророк, а усталый, одинокий профессионал слова (Фантазио). В "Лоренца¬ччо" жизнь, замысленная прротагонистом как героическая поэма, не может состоять¬ся, поскольку ее некому прочесть и оценить.
Г. Бюхнер. Дантон ("Смерть Дантона") тщетно пытается склеить мир, насильственно разъятый его же усилиями.
Позднее творчество Гейне ("Германия", "Романсеро"). Ретроспективный взгляд на ро-мантизм ("Романтическая школа"). Пейзаж души идеалиста "на свободе" от идеалов.
Викторианство как феномен английской и европейской культуры.
Ч.Диккенс. Театральность и мелодраматизм ранней манеры. "Посмертные записки Пик-викского клуба". "Оливер Твист". Идеал "совершенно доброго человека" (Ф.Достоевский), уто-пия детскости и противостоящий ей собирательный образ социального зла. "Философия Рожде-ства" ("Рождест¬венская песнь в прозе"): проповедь торжества возможности над необходимо-стью, нравственной потенции над социальной принудительностью. Сказочный, криминально-сенсационный и детективный элемент в зрелой прозе Диккенса. Специфика его психологизма: конденсация и визуализация внутренних качеств, символическая деталь как симптом, характе-ры-гротески. "Домби и сын". Домби - апофеоз буржуазного человека дела, гипертрофированное и одновреме¬нно полое «Я». Сквозная для Диккенса проблема социализации как дисциплини-рующего насилия.
Эволюция творчества Диккенса: становление жанра социальной эпопеи, нарастающая полифонич¬ность поздней манеры. Размывается бинарность нравственного видения, усложняется структура сюжета и игра символических лейтмотивов. В «Великих ожиданиях» самоизменение за порогом детства осмысливается как горькая вынужденность и нравственная обязанность.
У.М. Теккерей. Ранняя проза: «снобизм», лицедейство, осознаваемые как современная эпидемия. "Ярмарка тщеславия". Ироническое обыгрывание условностей викторианского романа – способ обнажения условности устоев общественного быта. Отсутствие героя, т.е. самоочевидного критерия нравствен¬ной оценки. Рефлексивность, интеллектуализм, ироничность прозы Теккерея. Мир-как-зрелище, где повествователь-кукольник ("шут-моралист") равноправен с марионетками. "История Генри Эсмонда". Частный индивид - игрушка случая, невольный "творец истории". Демонстративная субъективность повествования, открывает новые возможности художественного психологизма.
"Дамская" версия английского романа. Трудности самообнаружения женщины-писательницы, обретения ею собственного литературного голоса и имени. Биографический и творческий опыт сестер Бронте, Джордж Элиот. "Джен Эйр". Роман-автобиография. Богатство психологического портрета за счет контрастного взаимодействия реалистической и романтической манер письма. "Грозовой перевал". Непримиренное соседство натурали-стического и мистического, социального и космического измерений бытия. Прием ненадежного повествователя. "Мидлмарч". Философские взгляды Элиот. Попытки осмыслить обусловленность личности и доступную ей меру нравственной свободы. Новая техника ро-манного повествования акцентирует множественность точек зрения – индивидуальных миров, сообщающихся в отсутствие единого центра.
"Учителя мудрости": философская эссеистика середины века - обновление философской культуры и поэтики прозы. Т.Карлейль. "Sartor Resartus": жизнеописание философа и философия одежды. Теория символического, косвенного выражения. Мениппейная природа книги. С.Киркегор. "Страх и трепет". Проблематика этического и эстетического. Композиция, способ повествования, вариативность стиля: их содержательный смысл. Американские трансценденталисты. Эссеистика Р.У.Эмерсона. Категории "опыта" и "доверия к себе", прагматистское понимание истины. Стиль прозы и своеобразие мысли Эмерсона. Г.Д.Торо "Уолден или Жизнь в лесу". Природа как зеркало метаморфоз духа. Метафора как инструмент познания.
"Американское возрождение" 1840-50х годов. Литература и рынок, начало дифференциации «высоколобой» и популярной литературы. Сентименталь¬ный роман (Г. Бичер-Стоу "Хижина Дяди Тома"), рождение понятия "бестселлер". Нравственная рефлексия и проблематика явленного и сокрытого, осознанного и неосознаваемого, формы и смысла в прозе Н. Готорна. Связь проблематики романа с философией знака (ее актуальность в Америке - от пуритан до Ч.С. Пирса). Г. Мелвилл - аутсайдер литературного рынка. "Моби Дик или Белый Кит" как экспериментальный философский, морской и приключенческий роман: специфика композиции, повествования, жанрового синтеза. Факт как знак, произвольно читаемый и предполагающий множественность перспектив восприятия. Поиск сверхсмысла, чреватый срывом в нигилистическое отрицание – тема безумия капитана Ахава. "Писец Бартльби" - американская версия "подпольного человека".
Поэтическая традиция и ее обновление во второй трети XIX века. Англо-американская «викторианская» поэзия (Г.Лонгфелло, А. Теннисон, М.Арнольд), их эпигоны и противостоящие им независимые, «самодеятельные» одиночки. У. Уитмен. "Листья травы". История создания книги. "Песня о себе" как постромантический эпос. Космизм мировосприятия Уитмена, его антиэстетика и "языковой эксперимент". Взрыв и становление новой поэтической формы. Э. Ди-кинсон. Оознанно-экспериментальный подход к духовному опыту и языку. Культ единичности и одиночества. Созвучные опыты поэтов-прерафаэлитов в Англии, "драматичес¬кая лирика" Р.Браунинга.
"Искусство для искусства" во Франции: новый виток в противос¬тоянии "поэта" и "толпы". "Парнасская школа": романтики-расстриги ищут убежища в крепости чистой формы. Новый герметизм, эстетизация вещи, бесстрастие и научность, усилие к сближению поэзии с пластическими, изобразительными искусствами. Т.Готье. "Эмали и камеи". Лирика Л. де Лиля, Ж.-М. де Эредиа..
Ш.Бодлер. "Цветы зла". "Стихотворения в прозе". Дуализм мировосприятия, "сплин" и "идеал". Развитие романтической темы бунта и бегства. Культ творческой воли художника, сквозь видимую инертность материала прозревающего "лес символов". По-новому сложная нравственная позиция: жесткий парадоксализм, представляющий окаянность как проявление жажды бесконечного. Бодлер о современном искусстве и современности в искусстве. Своеобразие места, им занимаемого между романтиз¬мом начала XIX века и символизмом конца столетия.
Г. Флобер. "Нераскаянный романтик" и "реалист поневоле": творческий метод Флобера как осознанный парадокс. "Госпожа Бовари" - скандальный апофеоз "реализма" (в глазах публики) и критическое переосмысление его основных посылок (со стороны художника). Человек существует в тюрьме общепринятых представлений, в плену словесных клише. Освобождение ему может дать олько спасительная трудность искусства, борьба за "точное слово". Флоберовская "объективная манера" предполагает самоустранение всезнающего автора и изощренную игру с "точкой зрения" - новый этап в эволюции техники повествования и художественного психологизма. "Саламбо": от "серого" к "пурпурному", мотивы обращения к экзотическому материалу. Последовательная "натурализа¬ция" романтической грезы. "Воспитание чувств": современная социальная история, она же - "история одного молодого человека" в замкнутом кругу неудачи. В царстве "плоти, силы и случая" страдание – единственный способ самообнаружения духа, иллюзия – разом и пагуба, и высшая ценность. "Бувар и Пекюше" - трогательная и убийственная пародия на современное сознание с его наивным упованием на прогресс и жаждой объектив¬ного знания.