Описание:1. Семантика и высшие психические функциии человека. Основные понятия: знак и значение; информация и сигнал; язык и мышление; психика и сознание; мозг, как носитель психики, психофизическая проблема. Современная психофизиология как наука о нейрон¬ных (мозговых) механизмах психических процессов и состояний. Моделирование как инструмент научного исследования. Современные методы исследования и моделирования процессов семантического кодирования и других когнитивных процессов чело¬века и животных. Понятие "кодирование". Принципы кодирования в нервной системе. Концептуальная рефлекторная дуга. Общие принципы управления применительно к живой системе. Сигнал: функция отражения и функция управления.
2. Развитие психики и эволюция нервной системы. Принципы управления в искусственных системах, типы обратных связей. Форма кода: ограничения (требования) и возможности системы. Изоморфизм и его уровни в связи с кодированием информации. Концептуальная схема механизмов семантического кодирования. Формирование анализаторов из координационного механизма. Координации в моторной системе, природа «когнитивного» экрана. Взаимосвязь процессов восприятия, памяти, мышления, внимания, формирования понятий, управления движением. Критерии уровней нервного, психического и сознательного отражения. 1-я и 2-я сигнальные системы. Эспериментально проверяемые свойства предлагаемой модели.
3. Подходы к изучению сознания и механизмы семантического кодирования. Свойства сознания (рефлексия, социальная природа) и образующие сознания: принципы формирования и экспериментальные феномены в сопоставлении с мозговыми механизмами. Множественность отражения, векторное представление, иерархия уровней управления, динамическое согласование прямых и обратных влияний. Видоспецифичные механизмы референции (интеллект человека и животных). Восприятие и порождение речи. Фонетическая и моторная теории речевосприятия. Мозговые механизмы порождения и восприятия речи. Нейронные механизмы семантики. Семантическая составляющая вызванного потенциала.
4. Формирование понятия. Язык человека в эвалюционно-генетическом аспекте, проблема мотивированности знака. Вербальные и "невербальные" понятия. Соотношение образ - понятие. Первичные и вторичные образы (образы памяти и воображения). Соотношение перцептивного, мнемического и семантического пространств. Полилингвистическое семантическое пространство. Роль сенсорного опыта в формировании семантического пространства. Механизмы межмодального взаимодействия и формирования семантического пространства. Эмоции и речь.