Описание:Предназначен ля слушателей Института повышения квалификации (ИПК).
Программа курса:
Тема 1.
Введение в предмет.
1. Методологические основы психологического исследования.
Методология науки. Понятие о методе. Теоретические и эмпирические методы. Теория, модель, гипотеза. Виды теорий. Методологические подходы.
2. Особенности психологического исследования.
История развития экспериментальной психологии в России и за рубежом (В.Вундт, В.М.Бехтерев, Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев).
Системный и комплексный подходы. Естественнонаучный и герменевтический методы исследования в психологии.
Классификация методов психологического исследования. Самонаблюдение. Наблюдение. Эксперимент в психологии: лабораторный, естественный, эксперимент экс-пост-факто, клинический и формирующий эксперименты.
Тема 2.
Структура психологического эксперимента
1. Основные компоненты психологического эксперимента. Гипотеза. Нуль-гипотеза. Цель эксперимента. Инструкция испытуемому и экспериментатору. Задача испытуемому. Принятие задачи испытуемым. Обучающая серия. «Норма» эксперимента. Экспериментальный материал. Самоотчет испытуемого.
2. «Внешняя» организация эксперимента. Вербовка испытуемых: добровольность, анонимность и конфиденциальность. «Обратная связь» в эксперименте.
Тема 3.
Теория планирования психологических экспериментов.
Интраиндивидуальные эксперименты.
1. Понятие о планировании экспериментов. Гипотеза исследования. Основные переменные: независимая, зависимая, дополнительная, побочная.
2. Безупречный, идеальный и “бесконечный” эксперименты, эксперимент полного соответствия. Факторы, контролируемые в этих экспериментах.
3. Внешняя и внутрення валидность.
4. Основные источники артефактов. Систематические смешение (СС) и ненадежность. Основные источники СС (факторы времени и задачи, предубеждения экспериментатора) и ненадежности. Контроль СС и надежности.
5. Интраиндивидуальный эксперимент (ИЭ). Схемы контроля факторов времени и задачи в ИЭ. Условия их адекватного применения.
6. Однородно-неоднородные и симметрично-асимметричные эффекты последовательности. Возможности контроля и выявления этих эффектов разными типами схем эксперимента.
Тема 4.
Внешняя и операциональная валидность экспериментов.
1. Эксперименты, дублирующие и улучшающие мир. Соотношение внешней и внутренней валидности в этих экспериментах.
2. Проблема соответствия и ее формулировка при достижении в эксперименте внешней и операциональной валидности.
Тема 5.
Межгрупповые эксперименты.
1. Межгрупповой эксперимент (МЭ) и его отличия от интраиндивидуального, проведенного с членами группы испытуемых.
2. Преимущества МЭ перед интраиндивидуальным в отношении контроля фактора времени, задачи, предубеждения экспериментатора, индивидуальных различий, эффектов последовательности, ненадежности.
3. Отбор экспериментальных групп. Понятие валидности выборки испытуемых. Репрезентативность выборки. Надежность. Схемы отбора испытуемых из популяции. Экспериментальная и контрольная (референтная) группы.
4. Схемы контроля фактора индивидуальных различий в МЭ. Условия их адекватного применения.
5. Простейший экспериментальный план с одной контрольной группой и предварительным тестированием и без него. План Соломона.
Тема 6.
Лабораторные эксперименты.
1. Понятие и виды сопутствующего смешения. Чистый эксперимент и его соотношение с идеальным.
2. Специфика артефактной, расширенной и вторичной переменных. Схемы контроля сопутствующего смешения с этими переменными.
3. Ошибки первого и второго рода и способы их измерения. Факторы, влияющие на величину этих ошибок.
4. Экспериментальная и статистическая гипотезы. Нуль-гипотеза.
5. Особенности принятия третьей конкурирующей гипотезы.
Тема 7.
Многоуровневые эксперименты (МЭ).
1. Понятие многоуровневого эксперимента. Кроссиндивидуальные схемы: определение, принципы построения, условия адекватного применения и преимущества перед МЭ и интраиндивидуальными в отношении контроля систематического смешения и ненадежности.
2. Репрезентативность кривых и способы ее оценки в межгрупповых и интраиндивидуальных экспериментах.
3. Эффекты ряда: определение, условия возникновения и выявление методом «деления латинского квадрата с наложением».
Тема 8.
Факторные эксперименты.
1. Факторный эксперимент. Понятие, способы вычисления и графическое представление основных результатов действия и взаимодействия. Типы и порядок взаимодействия.
2. Использование факторного эксперимента для решения проблем внешней и внутренней валидности, контроля сопутствующего смешения с базисной переменной.
3. Классификация экспериментальных схем факторного эксперимента.
Тема 9.
Квазиэкспериментальные исследования.
1. Понятие квазиэксперимента. Основные схемы планов проведения квазиэкспериментов.
2. Корреляционное исследование: лонгитюдный план и план «временных» срезов. Эксперимент в возрастной и педагогической психологии.
3. Проблема выявления причинно-следственных связей в корреляционных исследованиях. Понятие статистического контроля.
Тема 10.
Обработка и интерпретация результатов психологического эксперимента.
1. Экспериментальный протокол. Регистрация поведения испытуемых. Техническое обеспечение психологических экспериментов. Фиксация вербального и невербального поведения.
2. Табличное и графическое представление данных. Гистограмма, полигон распределения. Простейшие статистические оценки. Представление о статистических критериях проверки гипотез.
3. Многомерный анализ данных.
4. Требования к оформлению научной работы (дипломного проекта, статьи).
Тема 11.
Психология и этика экспериментов с человеком.
1. Мотивация испытуемых и ее влияние на результат эксперимента. Социальная желательность действий. «Эффект фасада».
2. Общение испытуемого и экспериментатора. «Метод обмана». Влияние экспериментатора на поведение испытуемого. «Эффект Пигмалиона». Изоляция. «Двойной слепой» опыт.
3. Этика психологического исследования.