Описание:Стойкие чужеродные химические вещества, способные в малых дозах вмешиваться в течение фундаментальных биохимических процессов в организме и нарушать их, вызывая предотвратимые и не предотвратимые потери здоровья и/или развития обозначают как суперэкотоксиканты (СЭ). Такими свойствами обладают полихлорированные диоксины и дибензофураны, бифенилы (далее диоксины), бензантрацены, нитрозамины, нафтиламины и ряд других органических веществ, некоторые тяжёлые металлы (ртуть, кадмий), металлоиды (мышьяк, селен), хлор- и фосфорорганические пестициды, являющиеся потенциальными мутагенами и канцерогенами.
Самыми опасными СЭ являются диоксины. Источники их нежелательного образования и выброса в среды встречаются повсеместно. На проявление присущих этим веществам токсических свойств активно влияют многие внешние, внутренние и временной факторы. Механизмы и закономерности взаимодействия организма и диоксинов, загрязняющих окружающую среду, проблемы оценки ее экологической безопасности с целью защиты организма и экосистем разрабатывают в рамках междисциплинарного научного направления - химическая экология и экотоксикологии СЭ. Результаты этих исследований легли в основу настоящей программы дисциплин.
Предметом лекций и практических занятий стали взаимодействия организма и диоксинов, загрязняющих окружающую среду. В том числе особенности судьбы (их поступления, перемещения, превращения и удаления) этих веществ в окружающей среде; механизмы проникновения, биоаккумуляции и вредного действия на ткани организма; закономерности формирования эффектов вредного действия, рекомендации по защите оргазма и среды его обитания.
Дисциплина имеет свои четко обозначенные объекты исследований – СЭ; диоксины; источники их образования и выброса в воздух, почвы, вода; массоперенос в окружающей среде и организме, загрязнённый организм.
Преподавание дисциплины, рассчитанное на подготовленную аудиторию, позволит расширить традиционные разделы курса Общая экология в область проблем экологической безопасности, загрязненных СЭ экосистем.
Цель дисциплины
Сформировать у студентов систему знаний и навыков, необходимых для профессиональной деятельности в сфере защиты природной среды и организма от СЭ, в первую очередь диоксинов.
Задачи дисциплины
1. Освоение понятийного аппарата, предмета и объекта исследований, методологических основ защиты природной среды и организма от СЭ;
2. Приобретение знаний о механизмах и закономерностях взаимодействия организма и диоксинов, загрязняющих окружающую среду;
3. Овладение навыками, которые необходимы для изучения и оценки последствий для организма загрязнения среды обитания диоксинами и другими СЭ.