Описание:1.1. Коммуникация и эволюция. Предлагаемая в курсе модель жизненного цикла языкового знака позволяет вскрыть неизбежность направленных семантических микроизменений в знаковых единицах языка, которыми сопровождается каждый акт их употребления. Накопление микроизменений, в итоге, ведёти и к видимым (макро-) изменениям в семантике этих знаковых единиц, что, свою очередь, определяет сдвиги и в других свойствах этих единиц, а также в свойствах других, связанных с ними единиц, т.е ведёт. к (макро-) эволюции лексики.
1.2. Языковая синхрония как момент диахронии. Эти представления позволяют использовать диахронные данные в объяснении достигнутого синхронного состояния языка и использовать синхронные данные для подтверждения прогнозируемых закономерностей языковой диахронии.
1.3. Лексическая микроэволюция: базовые и производные процессы. В широком наборе процессов на микроуровне лексической эволюции (т. е. процессов, происходящих на уровне каждого слова) доминирующими, т. е. наиболее типичными, чаще других реализующимися и поэтому наиболее значимыми для общей динамики лексической системы языка оказываются два процесса — (1) процесс неотвратимого ослабления и потери каждым из словесных значений в ходе его истории (в ходе его коммуникативного использования) тех или иных его компонентов, т.е., его абстрактивизация и (2) процесс «отпочковывания» от каждого из значений слова новых значений, причем, в среднем, относительно более абстрактных, чем каждое материнское, иных семасиологических, стилистических, словообразовательных, категориальных, и иных свойств каждого из лексических знаков в его истории.