Описание:Для непосвященного человека может показаться странным само словосочетание, вынесенное в заголовок. С философией в нашем обществе не так недавно связывали такие понятия, как идеология, партийность, а философов, размышлявших над пробле-мами любви, принято было критиковать. Не избежал этой участи и выдающийся немецкий мыслитель Людвиг Фейербах, «религия любви» которого считалась одним из самых слабых мест в его творчестве. Но, как было сказано, «время разбрасывать камни и время собирать камни». И такое время наступило.
Мы привычно говорим «человек разумный», «человек производящий». Но да-вайте прислушаемся к словам апостола Павла: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею познания и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею люб-ви, то я ничто» (I Посл. к Коринф. 13,2). Так может быть, сущность человека в том, что он – «человек любящий»?
Именно вопрос о сущности человека стоит в центре философии, которая возникла в древности как любовь к мудрости. Вместе с тем любовь старше философии. Рассуждения о природе любви и ее космической роли можно найти в фольклоре древних народов и в мифологии разных культур. Любовь – это вечная тема, которая во все времена вдохновляла творчество писателей, художников, поэтов, музыкантов. О любви писали многие прославленные и безвестные авторы. Сама литература о любви – это огромный пласт человеческой культуры, знакомство с которым – задача каждого интеллигентного человека.
Многообразие культурно-исторических особенностей той или иной эпохи, мно-гомерность самого человека порождают многоцветие любви. Стоит задуматься над вопросом, а возможна ли в принципе наука о любви или любовь в ее удивительно бесконечной непохожести не поддается объективному анализу? И еще интересный аспект. Любовь в зеркале земной и любви небесной, греховной и божественной, неис-тинной и истинной. Почему же люди заговорили о земной любви и в чем они увидели суть любви божественной? Ответ на эти вопросы мы найдем, если постараемся понять, как взаимосвязаны любовь и культура. Но эта тема, безусловно, сложна и многоаспект-на, и было бы наивно предполагать, что нам удастся в течение одного курса решить все вопросы. Иногда человек всю жизнь мучительно ищет ответы на них. Но не ставить эти вопросы – это значит закрыть для себя дорогу не только к постижению культуры, но и самого себя.
Начиная курс «Философия любви», мы попытаемся рассмотреть основные под-ходы к осмыслению этого феномена, раскрыть значение любви как культуросозидаю-щей силы, как стержня, вокруг которого формируется культура, к которому направля-ются все усилия, творческие порывы и практические деяния человека. Если деятель-ность людей не озарена светом любви, то она порождает бездуховный технократиче-ский мир, в котором человек сам превращается в «разумную машину». Если Вас трево-жит подобная перспектива, надеюсь увидеть Вас в числе слушателей курса.