Описание:Курс «Снежный покров Земли» является продолжением цикла гляциологических дисциплин и рассматривает закономерности формирования, развития и распространения сезонного и многолетнего снежного покрова на равнинах и в горах. Снежный покров оказывает существенное влияние на все сферы деятельности людей. При освоении новых территорий в умеренных и арктических районах на равнине и в горах встают проблемы борьбы со снегом или использования его для решения технических задач.
Курс «Снежный покров Земли» включает несколько разделов. В первом разделе рассмотрены некоторые исторические и методологичские аспекты изучения снежного покрова, роль сезонных и многолетних ледяных образований в строении Земли и хозяйственной деятельности людей. Второй раздел освещает вопросы зарождения снега в атмосфере и условия отложения снежного покрова на равнине и в горах, метаморфизм снега в различных природных условиях. Третий раздел освещает комплекс проблем, обусловленных существованием и преобразованием снежного покрова на поверхности Земли. В четвертом разделе освещена роль снежного покрова в природных процессах, как одного из важнейших гляциоклиматических показателей, как ведущего фактора лавинообразования и его роль в формировании других склоновых процессов. В заключении рассмотрены проблемы колебаний снежности, лавинной деятельности и эволюции ледников в связи с глобальными изменениями климата в XIX-XXI столетиях.
Около трети курса отведена для практических занятий по изучению строения, свойств, тонкой структуры и текстурных особенностей снежной толщи на опытной площадке метеорологической обсерватории МГУ. Стратиграфия снега, структурные и текстурные особенности изучаются с использованием инструментальных измерений и визуальных описаний. Результатом практических занятий является самостоятельное описание и графическое построение разрезов снежной толщи с характеристикой структурных, текстурных, прочностных и температурных характеристик.
В процессе преподавания дисциплины «Снежный покров Земли» применяются следующие виды образовательных технологий: развивающее и проблемное обучение, лекционно-семинарская система обучения с практическими занятиями на природе. При чтении данного курса применяются такие виды лекций, как вводная, обзорная, проблемная, лекция-визуализация.