Описание:В рамках полевой практики учебной группы 3 курса каф. биофизики физического факультета МГУ в aвгусте 2014 г.было выполнено комплексное исследвоание Полупресной лагуны (оз. Кисло-Сладкого) и эстуария оз. Нижнего Ершовского. Целью работы было изучение водоема в целом: рельефа дна, морфометрических и гидрологических характеристик, спектров поглощения света воды на разной глубине, бентосных сообществ (отдельно в прибрежной зоне и по всем глубинам водоема), а также экологических особенностей макробентосных и наземных организмов. Идея комплексного подхода одновременно служит для извлечения максимальной пользы из практики с точки зрения науки и для повышения разнообразия видов исследовательской деятельности. Общая задача была разбита на 9 самостоятельных тем, вытекающих одна из другой и требующих кооперации между отдельными рабочими группами: (1) батиметрия, составление карты глубин, необходимой для планирования дальнейших исследований; закладка трансект для других рабочих групп, исходя из общей картины дна; (2) гидрологические исследования на нескольких станциях, необходимые для построения профиля водной толщи и определения наиболее подходящих точек и глубин для последующих планктонных и бентосных съемок; (3) спектрофотометрическое исследование поглощения света на разных глубинах, вертикальное зонирование толщи воды, определение наиболее интересных глубин для бентосных работ; (4) исследование состава макробентоса в прибрежной (до 0,5 м) зоне Кисло-сладкого озера, выделение ключевых видов гидробионтов и определение границ их распространения; составление карты бентосных сообществ вдоль береговой линии и подбор наиболее интересных для экспериментальной работы видов; (5) количественное исследование бентоса на различных глубинах озера Кисло-сладкого, выделение массовых форм гидробионтов; (6) изучение распределения бентоса вдоль ручья, вытекающего из Нижнего Ершовского озера, подбор наиболее значимых видов для экспериментальной работы; (7) экспериментальная работа по исследованию выживаемости некоторых видов гидробионтов в лабораторных условиях при разных соленостях и температурах, определение наиболее терпимых к изменениям условий видов; (8) исследование растительных сообществ на берегу отделяющихся водоемов, сравнение с таковыми береговой линии, выделение потенциальных видов-индикаторов отделяющихся водоемов, изучение распространения ужовника обыкновенного Ophioglossum vulgatum L.на территории Киндо-полуострова; (9) составление списков биоты исследованных местообитаний; фотографирование животных и подбор рисунков для иллюстрации каталога биоты (ссылка), сбор и подготовка образцов для музея ББС МГУ, уточнение информации по распространению мало изученных форм гидробионтов. У всех обучающихся была возможность попробовать все направления и внести свой вклад в каждую задачу, но систематизацией и обработкой результатов занимается по своей теме, что повышает ответственность перед всей учебной группой. Благодаря мобилизации всей группы для решения трудоемких задач, в частности, удалось всю количественную съемку и обработку первичных результатов осуществить за один рабочий день. По результатам работы студенты подготовили отчеты по своим темам, составили методические рекомендации для проведения дальнейших работ и защитили проекты на презентации перед научным сообществом ББС МГУ. Все проекты доведены до завершенных текстов и готовятся к публикации. Возможность не только выполнить собственную задачу, но и в дальнейшем выступить на конференции и опубликовать результаты в научных журналах, не ограничиваясь сборниками студенческих работ, создает дополнительную мотивацию для учащихся и придает осознания значимости выполняемой работы. Итоги доложены на отчетной конференции на ББС МГУ и на трех молодежных научных конференциях.