Описание:Курс лекций по Миру Британии состоит из двух модулей: «Современная Британия» и «История Британии». Он предназначен для студентов III курса (5-й и 6-й семестры) отделения преподавания иностранных языков и рассчитан на 68 аудиторных часов (по 2 часа в неделю). Он также предполагает минимум 50 часов самостоятельной работы.
Хотя данный курс изначально создавался и в течение ряда лет читается для студентов, изучающих английский язык как второй иностранный, он читается на английском языке и может быть поэтому использован (и уже использовался – с увеличением объема самостоятельной работы студентов) на программах второго высшего и дополнительного образования, в частности, в программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».
Концептуальной основой дисциплины «Мир изучаемого языка» вообще является соединение широкого общегуманитарного подхода, формирующего у студентов гуманистические мировоззренческие представления, со спецификой культурного своеобразия определенной «общности» людей, соединенных одним языком (в данном случае, английским), но разъединенных историческим путем, территорией и государственностью (Великобритания, США, Австралия, Новая Зеландия, Канада). Определенное внимание в курсе уделяется взаимодействию языка и культуры, отражению и преломлению специфических культурных понятий и концептов в языке. Именно поэтому курс является скорее этнолингвокультурологическим, нежели страноведческим или лингвострановедческим.
В условиях нарастающей глобализации, охватывающей все сферы жизни и деятельности человека представляется особенно важным сформировать у молодых людей, которым предстоит жить в новом глобализированном обществе, четкие представления о культурном многообразии мира и ценности культурных традиций и культурного наследия, о бережном отношении к собственной культуре и необходимости сохранения своей культурной идентичности при непременном уважении чужой культуры и толерантности ко всем формам ее проявления. Этому в немалой степени поможет изучение особенностей чужой культуры, в данном случае, неоднородной культуры англоязычного мира, и в частности, что является предметом данного курса – культуры и истории Великобритании.
Еще одной тенденцией современности является информатизация общества, поэтому формирование информационной компетентности у будущих специалистов представляется столь же важным, как и формирование общекультурной, межкультурной и языковой компетенций, о которых говорилось выше. Особенностью данного курса является то, что наряду с традиционным изучением материала, основанного на базовом учебнике и дополнительной рекомендованной литературе, студентам предлагается самостоятельно искать информацию по каждой изучаемой теме в Интернете, тщательно анализировать ее с точки зрения релевантности и достоверности и отбирать по этим критериям как для представления ее в виде письменной работы или устной презентации, так и для составления виртуальной библиографии (сайтотеки) по изучаемому курсу для возможного дальнейшего использования всей группой при подготовке к зачетам, экзаменам, к устной презентации или для написания курсовых работ.
В курсе успешно используются новые формы работы, также предполагающие использование информационных технологий. В частности, непременным условием при изучении курса является участие студентов в форуме, где они должны высказать свою аргументированную точку зрения (основанную на изученном материале) на вопрос/проблему, сформулированные преподавателем и вывешенные на его сайте в Интернете, а также вступить в дискуссию по данной проблеме со своими одногруппниками.
Возможно использование блогов с целью более глубокой проработки определенных тем или вопросов (напр., «Кельты и кельтская культура от Стоунхенджа до наших дней»). Создавая блог и просматривая большое количество вебсайтов в Интернете, студенты учатся отбирать информацию, имеющую образовательную ценность, компоновать из нее компактные сообщения, акцентируясь на самом важном. Таким образом, к концу курса/семестра общими усилиями собирается информационный ресурс , своего рода «копилка» по определенной теме, работая над созданием которой, студенты помимо приобретения знаний по изучаемому предмету, совершенствуют свое знание английского языка, навыки поискового чтения и научного письма, развивают критическое мышление и овладевают информационной компетенцией.
В курсе также широко используются мультимедийные материалы: каждая лекция сопровождается показом слайдов в PowerPoint, которые включают как текстовый материал, представляющий собой тезисное изложение содержания лекции, так и фотографии, карты, репродукции и др. иллюстративный материал. Довольно часто используются фильмы, как образовательные учебные, так и художественные, основанные на исторической тематике.
Визуализация изучаемого материала способствует созданию конкретного внутреннего образа, что способствует его более успешному запоминанию, осознанию и освоению. Сжатое текстовое содержание, представленное в слайдах, позволяет студенту получить сразу четкое структурированное представление о вводимом новом материале, что облегчит его дальнейшую самостоятельную работу по его расширению и обобщению.
Целью данного курса является показать студентам историческую перспективу развития британского общества, проследить формирование нации, познакомиться с особенностями ее культуры и языка, ее менталитета, образа жизни, традиций. Получая представление о современной Великобритании, знакомясь с особенностями ее сегодняшней жизни и культуры как бы в горизонтальном срезе в модуле «Современная Британия», студенты углубляют свои знания о стране "по вертикали", в диахроническом аспекте, изучая историю Британии, что дает им возможность проследить корни и истоки тех явлений, которые определяют британское общество сегодня. Именно поэтому на фоне исторического процесса, который освещается в общих чертах, особо высвечиваются те моменты, которые оказали решающее влияние на формирование общества и государства, влияние, которое в той или иной степени ощущается и имеет свои проявления в настоящее время. Особое внимание уделяется раннему и средневековому периодам истории страны, т.к. именно в этот период происходили события, оказавшие определяющее влияние на формирование нации (завоевания Британии), на становление института парламентаризма (начиная с Великой Хартии Вольностей), на централизацию и усиление власти английской монархии (реформы Генриха VIII), и т.п. и которые не всегда достаточно широко освещены в рекомендуемом учебнике.
Изучение истории и культуры страны в таком ракурсе вооружает будущих специалистов в области лингвистики и межкультурной коммуникации "фоновыми" знаниями, знаниями реалий страны изучаемого языка, которые необходимы для успешного межкультурного общения.
Контроль знаний осуществляется в виде оценивания текущей работы студентов (по результатам их письменных работ или устных сообщений на заданную тему), оценивания их участия в форуме (или блоге), содержания и презентации курсовой работы, а также финального экзамена.
Критерии оценки регулярных письменных работ и устных сообщений, сделанных на основе отбора материала из ресурсов Интернета, - релевантность (соответствие заданной тематике), информативность (не менее 2-3 конкретных фактов в установленном объеме текста - 2/3 печ.текста), грамматически правильный язык, желательно- научный стиль.
Задача форума – развитие критического мышления студентов. Поэтому при оценке выступлений на форуме в первую очередь поощряются взвешенные научно аргументированные самостоятельные суждения по тому или иному вопросу.
Курсовая работа компаративного характера, дающая студентам возможность осмыслить то или иное явление на фоне аналогичного явления в собственной культуре, увидеть сходство и различие культурных миров, что в свою очередь дает представление о многогранности и с то же время – целостности общемирового исторического процесса и осознания уникального места и роли в нем каждого народа.
Курсовая работа объемом 10 печ. стр., оформленная по установленным правилам и представленная в письменном варианте, должна также презентоваться в устном варианте, предполагающем защиту ее основных положений и ответы на вопросы по ее содержанию.
Критерии оценки: адекватность (соответствие тематике, информативность, выдержанный объем), оригинальность (в подаче материала, подходов к анализу, выводов), уровень языка.
Экзамен предполагает выявление не столько знания отдельных фактов и дат, сколько, в первую очередь, понимания исторического процесса в его целостности, непрерывности и преемственности, его роли в формировании современного британского общества и национального сознания, представления об особенностях культуры и всех аспектах жизни современного британского общества.
Критерии оценки: системное представление об истории Британии, об этнокультурном своеобразии этого региона мира, конкретность ответов, привлечение дополнительных источников, соответствие требуемому уровню английского языка.