Описание:Современные журналисты легко оперируют формулами «Пушкин – наше всё» и «Пушкин – солнце русской поэзии», но в 90 случаях из ста не могут назвать авторов этих формул. Жизнь и творчество Пушкина не является органической частью культурного фона молодых гуманитариев; ещё печальнее дело обстоит с поэтами-предшественниками Пушкина – их, как правило, просто нет в сознании молодёжи. Пушкин возник сам по себе сразу как герой интернетных мемов – таково расхожее представление, даже среди выпускников гуманитарных вузов. Материалы журналистов о русской поэзии изобилуют ошибками, выдают отсутствие систематических знаний о процессах, происходивших в русской поэзии 18-первой трети 19 вв.
Спецкурс предназначен для студентов 5-го курса в/о (весенний семестр), уже прошедших курсы русской литературы и начавших самостоятельную творческую деятельность. Спецкурс должен дать будущим журналистам дополнительные знания о Пушкине и русской поэзии 18 века, помочь им осознать, что не прерывалась связь времён, яснее представить общую линию развития русской поэзии (во всей её сложности и драматизме); научить находить нетривиальные ракурсы освещения привычных вещей, видеть «странные сближенья» в явлениях культуры.
Курс построен по принципу «чтения назад»: чтения поэтов 18 века сквозь призму Пушкина. На примере четырёх поэтических комплексов (Петровского, бытописательногого, поэтологического, бестиарного) студенты увидят, как создавалась общая «кладовая» русской поэзии; как много «пушкинского» у Г.Р. Державина, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова, А.Д. Кантемира, Феофана Прокоповича. У студентов будет возможность продолжать выстраивать мотивно-метафорическую линию в послепушкинской поэзии.
Спецкурс должен способствовать обогащению культурного фона журналистов, их собственной творческой палитры, совершенствованию слога и повышению качества материалов.